Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 250483-6 " О внесении изменений в статью 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об ограничении предельного объема государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга)
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 250483-6 "О внесении изменений в статью 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы И.Н. Абрамовым, и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленные на снижение предельного объема государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального образования предлагается снизить со 100 до 50% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в отношении которых осуществляются меры, предусмотренные соответственно пунктом 4 статьи 130 и пунктом 4 статьи 136 Кодекса, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) предлагается снизить с 50 до 25% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта (местного бюджета) без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Указанные изменения предлагается ввести с 1 января 2014 г.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения статьи 107 Кодекса содержат излишнее правовое регулирование и ограничивают самостоятельность субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 107 Кодекса законом (решением) о соответствующем бюджете уже утверждены предельные объемы государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга) на 1 января 2014 года.
Комитет отмечает, что статьей 107 Кодекса (абзац второй) законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, представительному органу муниципального образования предоставлено право в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта (муниципальному долгу). В Республике Калмыкия имеется пример таких ограничений.
По мнению Комитета, само по себе ограничение размера государственного долга субъекта и муниципального долга не может способствовать снижению объемов долговых обязательств. Это возможно только за счет увеличения собственных доходов бюджетов в условиях стабильного роста экономических показателей регионов и муниципальных образований, проведения ответственной долговой политики и осуществления эффективного контроля за состоянием государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении также указывает, что вносимые законопроектом изменения не позволят существенно повлиять на уменьшение долговой нагрузки субъектов Российской Федерации.
По данным Счетной палаты по состоянию на 1 января 2013 года задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным бюджетом, составила 31,4 процента от общего объема долговых обязательств.
Соотношение объема государственного долга субъекта (без объема бюджетных кредитов) к общему годовому объему доходов бюджета субъекта (без учета безвозмездных поступлений) в 2012 году только у 11 субъектов превысило 50%, у 3 субъектов, в отношении которых осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Кодекса, превысило 25 процентов.
По оценке Счетной палаты, в случае снижения объема долговых обязательств по указанным выше 11 субъектам до уровня 50% сумма снижения задолженности может составить порядка 36,0 млрд. рублей, или 3,9% ее общей суммы без учета бюджетных кредитов.
При этом соотношение объема государственного долга субъекта (без объема бюджетных кредитов) к общему годовому объему доходов бюджета субъекта (без учета безвозмездных поступлений) в 2012 году составило менее 25% у более чем половины субъектов Российской Федерации.
По мнению Правительства Российской Федерации предлагаемое законопроектом ограничение превысят 22 субъекта Российской Федерации, а 16 -максимально приблизятся к уровню ограничения. При этом общая сумма превышения запланированного субъектами Российской Федерации объема государственного долга над предлагаемым ограничением составит 87,5 млрд. рублей. Как следствие, примерно для трети субъектов Российской Федерации привлечение заемных средств с 1 января 2014 г. станет невозможным.
Это, по мнению администрации Краснодарского края, исключит возможность заимствований в целях погашения ранее возникших долговых обязательств и может привести к дефолтам по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отрицательно повлияет на банковскую систему и фондовый рынок.
В результате для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований единственной возможностью соблюсти вводимые ограничения и выполнить свои публичные обязательства, в том числе по реализации Указов Президента, станет привлечение бюджетных кредитов или увеличение субсидий из федерального бюджета, что не только не приведет к уменьшению государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга), но и существенно увеличит нагрузку на федеральный бюджет.
Кроме того, снижение предельного объема государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга будет способствовать сокращению инвестиционных возможностей регионов (муниципальных образований).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает проект федерального закона N 250483-6 "О внесении изменений в статью 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.