Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 348509-6 "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в соответствии с которыми задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и использования возможно будет применять только "в случае, если транспортное средство создает непреодолимые препятствия для движения пешеходов или существенные препятствия, которые не могут быть преодолены водителями других транспортных средств без нарушения Правил дорожного движения".
На наш взгляд, правовое регулирование, предлагаемое законопроектом, не соответствует целям задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации и использования, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с частью 1 статьи 27.1 Кодекса меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. При этом обращаем внимание, что задержание транспортного средства применяется в указанных целях при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных отдельными статьями Кодекса (в том числе, например, частью 1 статьей 12.8 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо, например, частью 2 статьи 12.5 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой).
В случае принятия предлагаемых законопроектом изменений задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации будет возможно только, если транспортное средство создает "непреодолимые препятствия для движения пешеходов" или "существенные препятствия" для движения транспортных средств. Однако в ряде случаев, в целях обеспечения безопасности дорожного движения имеется объективная необходимость в исключении транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов, даже когда транспортное средство препятствий для движения не создает. В связи с изложенным, на наш взгляд, концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении.
Кроме того, из текста законопроекта остается не ясным, что следует понимать под терминами "непреодолимые препятствия" и "существенные препятствия".
Статья 2 проекта законопроекта предусматривает, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу федерального закона. Полагаем, что в данном случае нет оснований для установления иного порядка вступления в силу федерального закона, в связи с чем данная статья является излишней.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.