Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 357415-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об установлении административной ответственности за хищение государственных регистрационных знаков),
внесенный депутатом Государственной Думы Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект рассматриваемого федерального закона направлен на установление административной ответственности за хищение государственных регистрационных знаков.
С этой целью проектом закона предлагается дополнить главу 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 7.27.2, предусматривающей штрафные санкции в размере от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей за хищение государственных регистрационных знаков, а в случае, если хищение государственных регистрационных знаков совершается с целью вымогательства - в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Одновременно проектом вносятся изменения в часть 1 статьи 3.5 "Административный штраф" Кодекса, предусматривающие возможность установления повышенных штрафных санкций за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 7.27.2 Кодекса.
В пояснительной записке такая необходимость обосновывается тем, что в настоящее время кража государственных регистрационных знаков с транспортных средств стала новым преступным бизнесом, поскольку они используются не только в другом преступном бизнесе - краже автомашин, на которые ставятся украденные номерные знаки, но и в целях вымогательства у владельцев автомашин денег за возврат украденных государственных регистрационных знаков.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству разделяет озабоченность автора законопроекта и считает необходимым установление ответственности за хищение государственных регистрационных знаков.
Вместе с тем, ввиду значимой общественной опасности представляется, что данное противоправное деяние должно влечь уголовную, а не административную ответственность.
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона, принятый в первом чтении 20.12.2013 г., N 352918-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный (07.10.2013 г.) депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым, В.В. Якушевым, М.М. Галимардановым, В.М. Кононовым, Р.М. Марданшиным, В.В. Гутеневым, И.Е. Костуновым, а также членом Совета Федерации В.А. Федоровым. Статьей 1 указанного законопроекта предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 325.1, в части первой которой предлагается установить ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности, а в части второй - за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Кроме того, указанным законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 19.18.1, предусматривающей ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Необходимо отметить, что по законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
Прежде всего, в части 2 новой статьи 7.27.2 Кодекса предусматривается административная ответственность за хищение государственных регистрационных знаков с целью вымогательства. Однако понятие "вымогательство" в Кодексе не раскрывается и не используется. Указанный состав административного правонарушения не подпадает и под определение "вымогательство", содержащееся в статье 163 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом не определено, должностные лица каких органов будут рассматривать дела о данных административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "13 " января 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.