Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 448334-6 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" подготовлен в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он является, по сути, незаменимым механизмом пополнения оборотных средств для предприятий, а также образует целый ряд преимуществ перед другими финансовыми инструментами.
Традиционное предназначение факторинга - обеспечение финансирования под уступку денежных требований (дебиторской задолженности) и предоставление комплекса услуг: управление дебиторской задолженностью, страхование рисков по платежам, предоставление клиенту информации по потенциальным партнерам и др.
Факторинг решает три основные задачи:
избавляет предприятия от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования;
страхует от рисков неплатежей за поставленную продукцию;
освобождает предприятия от исполнения функций по управлению портфелем товарных кредитов.
В ряде государств правоотношения в области факторинга регулируются международными конвенциями, участницей которых Российская Федерация не является, в частности, Конвенцией УНИДРУА по международным факторинговым операциям от 28 мая 1988 года (далее - Конвенция).
В гражданском законодательстве Российской Федерации специальные нормы о договоре факторинга отсутствуют, а для регулирования соответствующих правоотношений используются общие нормы обязательственного права, в частности, положения главы 43 "Финансирование под уступку денежного требования" Гражданского кодекса Российской Федерации, которые не отражают все особенности отношений, возникающих при использовании договоров факторинга.
Присоединение к Конвенции обусловлено необходимостью приведения в соответствие законодательства Российской Федерации с международными стандартами в области факторинга.
Конвенция регулирует отношения, возникающие при использовании договоров факторинга и уступки права требования, в частности, предусматривает права и обязанности сторон в отношениях по договору факторинга. В данной связи, учитывая, что международные факторинговые операции играют значительную роль в развитии международной торговли, признавая важность принятия единых правил, устанавливающих юридические рамки, которые облегчат проведение международных факторинговых операций и помогут поддерживать баланс интересов между различными сторонами, вовлеченными в факторинговые операции, присоединение Российской Федерации к Конвенции целесообразно.
Кроме того, в настоящее время услуги по международному факторингу российским потребителям российскими факторинговыми компаниями фактически не предоставляются в связи с ограничениями, накладываемыми валютным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением определенных Федеральным законом N 173-ФЗ операций. При этом к разрешенным операциям не отнесены валютные операции между факторинговыми компаниями и их клиентами резидентами-экспортерами. Применение договора факторинга во взаимоотношениях резидента-экспортера с уполномоченным банком или факторинговой компанией (факторами) для целей финансирования потребностей резидента-экспортера в оборотном капитале сталкивается также с невозможностью реализации такого договора на практике, так как такие резиденты не могут формально выполнить требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку в этом случае денежные средства могут быть получены от резидентов (факторов) в рамках договора факторинга и не засчитываются такому резиденту-экспортеру в качестве валютной выручки от экспорта. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные банки и финансовые компании, так как при заключении с ними договора факторинга выручка фактически будет поступать от нерезидента, что соответствует требованиям валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, участие российских уполномоченных банков и факторинговых компаний в предоставлении российским предприятиям финансирования по договору факторинга является невозможным, что ущемляет их права и создает неоправданные конкурентные преимущества иностранным банкам и финансовым компаниям. Внесение необходимых изменений в статью 19 Федерального закона N 173-ФЗ в части признания исполнения резидентом обязанности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в случае осуществления расчетов по внешнеторговым договорам (контрактам) с использованием договоров факторинга, будет способствовать развитию операций по финансированию российского экспорта и поставит российские уполномоченные банки и факторинговые компании в равные условия с иностранными.
Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. Конвенцию подписали следующие государства: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Словакия, Германия, Великобритания, Панама; ратифицировали: Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия. Согласно статье 13 Конвенции Конвенция открыта для присоединения всех государств, которые ее не подписали. К Конвенции присоединилась Украина.
Решение о присоединении Российской Федерации к Конвенции в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку присоединение к Конвенции и возможность ее реализации потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 173-ФЗ.
Кроме того, внесение вышеуказанных изменений в Федеральный закон N 173-ФЗ потребует внесение соответствующих изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На сегодняшний день многие российские факторинговые компании и банки, оказывающие услуги факторинга, проявляют активный интерес к международному факторингу. Кроме того, в настоящее время в России существуют благоприятные условия для развития факторинга. Бизнес активно развивается практически во всех направлениях, и, соответственно, стремительно увеличивается как число компаний малого и среднего бизнеса - основных потребителей факторинговых услуг, так и, собственно, популярность факторинга среди российских предприятий. Если в 2002 г. услугами факторинговых компаний воспользовались всего лишь 326 российских предприятий, в 2003 г. - 423, 2004 г. - 958, то в 2012 г. суммарная клиентская база отечественных факторинговых компаний составила 7300 компаний при расчетах с 21300 дебиторами. Российские факторинговые компании в 2012 г. привлекли около 2400 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 7800 новых дебиторов. В общей сложности за 2012 г. российскими факторинговыми компаниями было обработано свыше 6,4 млн. поставок товаров и услуг, объем выплаченного финансирования превысил 1,2 трлн. рублей, объем собранных комиссий - 15,7 млрд. рублей. Оборот российского факторинга по итогам 2012 г. составил 1,4 трлн. рублей. Рост оборота составил 63%. По итогам 2012 г. отношение объема финансирования к объему уступленных требований выросло до 86% по сравнению с предыдущим годом (82%). Совокупный факторинговый портфель на 1 января 2013 г. составил 242 млрд. рублей. В 2013 г. совокупный оборот российского факторинга, согласно прогнозу Ассоциации факторинговых компаний, "пробьет" рекордную отметку - 2 трлн. рублей и увеличится в пределах 50% до 1,9 - 2,2 трлн. рублей.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции и последующее совершенствование законодательства в этой сфере, в том числе внесение поправок в валютное законодательство Российской Федерации, окажет положительное влияние на увеличение доли факторинга в ВВП страны и на поддержку малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Факторинг позволит гибко и оперативно решить главную проблему быстро развивающихся малых и средних компаний - проблему дефицита оборотных средств без увеличения кредиторской задолженности компаний. Следует отметить, что при международных факторинговых сделках поставщик снимает с себя валютные риски. Он получает значительную часть от стоимости поставки сразу же после отгрузки и таким образом защищает себя от возможных последующих колебаний валютного курса. Кроме того, расширение участия российских банков в предэкспортном финансировании резидентов - экспортеров создаст реальные условия для повышения конкурентоспособности российских банков на рынке банковских услуг.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям"
Принятие Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям"
Принятие и реализация Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" потребует подготовки и принятия федерального закона, предусматривающего внесение изменений в следующие законодательные акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации в целях определения в гражданском законодательстве Российской Федерации специальной нормы о договоре факторинга;
2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в целях предоставления российским экспортерам доступа к открытому международному факторингу и признания исполнения резидентом предусмотренной валютным законодательством Российской Федерации обязанности по репатриации валютной выручки в случае осуществления расчетов по внешнеторговым договорам (контрактам) с использованием договоров факторинга;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях уточнения предусмотренных статьей 15.25 указанного Кодекса норм об ответственности за невыполнение резидентами обязанности по репатриации экспортной выручки с учетом вносимых в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" изменений.
Головным исполнителем по разработке указанного проекта федерального закона предлагается определить Минфин России, а соисполнителями - Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФТС России, Росфиннадзор, ФНС России с участием Банка России.
Подготовка указанного проекта федерального закона будет осуществлена в пределах 180 дней после дня официального опубликования федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям"
Принятие и реализация Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.