Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 448577-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия"
Досье на проект федерального закона
В последние годы в Российской Федерации, в частности, в Московской области обострились проблемы, связанные с защитой лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия.
Старение подмосковных лесов в связи с ограничениями большинства видов рубок, ослабление их после сокрушительных ветровалов и буреломов, катастрофических лесных пожаров 2010 года привели к массовой вспышке короеда-типографа в конце 2010 года. Под угрозой оказались не только старые ельники, но и еловая составляющая смешанных лесов. По состоянию на январь 2014 г. площадь лесов, пораженных короедом-типографом на территории Московской области превысила 115 тыс. га. Из них требуют срочных мер борьбы более 30 тыс. га. Также в Подмосковье активно развиваются очаги хвое-листогрызущих вредителей, таких как шелкопряд-монашенка, сосновый шелкопряд, сосновый рыжий и еловый обыкновенный пилильщики. При этом период с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения лесозащитных мероприятий составляет от пяти до девяти месяцев.
Защита лесов от вредных организмов и прочих неблагоприятных факторов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение устойчивости лесов, предотвращение их уничтожения, повреждения, ослабления, на снижение потерь от вредителей и болезней лесов, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.
Правоприменительная практика показывает, что построение современной системы защиты лесов требует расширения и дополнения соответствующих положений Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) с целью обеспечения чёткого порядка, оперативности и своевременности выполнения лесозащитных мероприятий, контроля за их проведением и создания правовой основы для разработки необходимого количества подзаконных актов.
Предлагаемый законопроект системно направлен на оптимизацию классификации мероприятий по защите лесов, сокращение сроков, необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании очистки лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиоактивными веществами.
Законопроектом решаются следующие проблемы.
1. Многочисленные обращения граждан о невозможности уборки валежной древесины в незначительных объемах без длительной процедуры оформления разрешительных документов требуют изменения действующего законодательства. В этой связи часть 2 статьи 32 Лесного кодекса дополняется понятием "валежник", что дает возможность его заготовки и сбора как недревесного лесного ресурса гражданами для собственных нужд в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов и иного негативного воздействия. Указанная норма требует конкретизации в части мероприятий, направленных на своевременное обнаружение изменения состояния лесов, возникновения очагов вредных организмов и профилактику их возникновения, их локализацию и ликвидацию, а также минимизацию потерь от негативного воздействия на леса. В этой связи законопроектом предлагается разделить все лесозащитные мероприятия на две группы:
- мероприятия, проводимые в лесах при стабильной лесопатологической ситуации: лесозащитное районирование, лесопатологический мониторинг, лесозащитная профилактика;
- мероприятия, проводимые в лесах при напряжённой лесопатологической ситуации (в повреждённых насаждениях и очагах вредных организмов): лесопатологические обследования, мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия.
3. В соответствии с действующим законодательством ответственность за очистку территорий от загрязнения и захламленности (т.е. уборку отходов производства и потребления) возложена на органы государственной власти муниципальных образований. Однако в ряде случаев суды возлагают ответственность за уборку мусора на органы управления лесным хозяйством, ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса, где указано, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе, и "очистка лесов от загрязнения, захламленности и иного негативного воздействия". При этом в лесном хозяйстве под захламлённостью традиционно понимается наличие потерявшего свои деловые качества валежника (стволов отмерших деревьев или их частей, лежащих на земле). Уборка захламлённости, как правило, проводится одновременно с другими мероприятиями по защите лесов (вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.).
Что касается охраны лесов от загрязнения, соответствующее регулирование предусмотрено законодательством в сфере охраны окружающей среды и в сфере обращения с отходами производства и потребления. В этой связи представляется целесообразным исключить соответствующие понятия из перечня санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных Лесным кодексом.
4. По действующей редакции части 1 статьи 54 Лесного кодекса проводить лесозащитные мероприятия необходимо только в очагах карантинных видов вредителей. Законопроект расширяет сферу регулирования данной нормы. Таким образом, появляется требование о ликвидации очагов любых видов опасных для лесных насаждений организмов.
5. В настоящее время согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса установлена лишь обязанность арендаторов по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий. Лесное законодательство других многолесных стран (например, Швеции, Финляндии, США, Канады) возлагает ответственность за проведение лесозащитных мероприятий в полном объеме на собственников или лиц, использующих леса.
В частности, проведение лесопатологических обследований является неотъемлемой частью планирования и осуществления санитарно-оздоровительных и других лесозащитных мероприятий, поэтому предлагается обязать лиц, использующих леса, проводить данное мероприятие с составлением соответствующего акта. Вместе с тем, с целью недопущения злоупотреблений необходимо обеспечить возможность общественного контроля за правильностью назначения лесозащитных мероприятий, для чего предусматривается обязательное размещение актов лесопатологического обследования в сети Интернет. Данная норма позволит также сократить злоупотребления при проведении санитарных рубок на не переданных в пользование лесных участках.
6. Статья 58 Лесного кодекса определяет мероприятия, осуществляемые в лесах с целью "охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами". Однако такая формулировка не позволяет обеспечить в полном объеме выполнение требований федерального законодательства в области радиационной безопасности и создает правовой вакуум в вопросах организации радиационного контроля и проведения контрмер в лесах, загрязненных радионуклидами. Предлагаемые законопроектом изменения приводят в соответствие Лесной кодекс с законодательством в области радиационной безопасности и охраны окружающей среды и обеспечивают возможность разработки и принятия необходимых подзаконных актов, регулирующих проведение мероприятий на уже загрязненных радиоактивными веществами территориях.
Для решения вышеназванных проблем и устранения указанных коллизий законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 1 статьи 51, часть 1 статьи 54, статью 55 "Санитарная безопасность в лесах" и статью 58 "Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами" Лесного кодекса Российской Федерации, а также дополнить указанный Кодекс новой статьей 56.1 "Лесозащитные мероприятия".
Кроме того, в целях сокращения сроков подготовки к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий предлагается внести в статью 89 Лесного кодекса дополнение в части, касающейся сокращения с 30 до 5 дней сроков проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов, при этом не меняя процедуру ее проведения.
Данные меры позволят значительно увеличить эффективность системы защиты лесов, своевременность проведения лесозащитных мероприятий, вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами.
Кроме того, новации, предлагаемые законопроектом, согласуются с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11.04.2013 (пункт 2 "б" перечня поручений от 07.05.2013 г.) и поручением от 11 октября 2013 г. N Пр-2392, в соответствии с которыми поручено принять меры совершенствованию законодательства по защите лесов в срок до 1 марта 2014 года: ускорить разработку нормативных актов, направленных на сокращение сроков проведения лесозащитных работ в лесах, пострадавших от вредителей, регламентацию проведения выборочных и сплошных рубок в защитных лесах, а также усовершенствование порядка таких мероприятий, как лесопатологические обследования, санитарно-оздоровительные мероприятия, работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и другие работы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия"
Реализация данного Федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах";
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об установлении Порядка осуществления лесозащитных мероприятий";
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об установлении Порядка осуществления профилактических мероприятий";
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об установлении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга";
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об установлении Порядка организации и осуществления радиационного мониторинга лесов";
- приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Правил радиационной безопасности в лесах".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует признания утратившими силу:
- постановления Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах";
- приказа Министерства природных ресурсов от 17 апреля 2007 г. N 101 "Об утверждении особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.