Досье на проект федерального закона
Появление современной информационной технологии, основанной на компьютерах, показало, что экономическая, в том числе деловая, информация, включая научно-техническую информацию, становятся основополагающим фактором благосостояния населения и представляет собой большую опасность в случае заведомо недостоверной информации не только для граждан, но и для государства.
7 июля 2004 года газета "Коммерсантъ" опубликовала заметку "Банковский кризис выходит на улицу", в которой рассказывалось о проблемах вкладчиков Альфа-банка снять наличными средства со счетов банка. Тысячи граждан выстроились в длинные очереди, чтобы снять наличные средства. Банк обвинил газету в дезинформации и причинении материального и репутационного вреда Альфа-банку. В результате решения суда издательский дом "Коммерсантъ" должен был заплатить самую большую компенсацию репутационного вреда в истории российских СМИ. На счета судебных приставов для последующей передачи Альфа-банку было перечислено 310 млн. рублей.
Кроме того, в начале сентября 2004 года годовое собрание акционеров международного аэропорта "Шереметьево" не утвердило компанию "Альфа-Шереметьево". Таким образом, репутации "Альфа-банку" был нанесен очередной вред.
19 марта 2009 года издательский дом "Приазовский край" опубликовал статью "Необдуманное решение ЕБРР" и "Выигрывает Сбербанк", в которой утверждалось, что прокуратура области рассмотрит вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении решения ЕБРР по вопросу выделения "Центр-инвест" - крупнейшему банку Ростовской области, кредита в 35 млн. долларов США. Эти ложные сведения создали впечатление ненадежности банка и привели к разрыву отношений с банком рядом партнеров и подрыву репутации банка.
16 апреля 2009 года в газете "Вечерняя Москва" сообщалось, что Арбитражный суд Москвы рассмотрел дело по иску ОАО "Банк Москвы" к ООО "Редакция газеты "Московский корреспондент" и автору статьи "Пенсии опять пытаются прокручивать". Суд признал, что сведения в статье не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию банка.
18 марта 2011 года в газете "Московский комсомолец" в статье "Мастер-банк требует объяснений от МВД" сообщалось, что информация, размещенная на сайте Департамента экономической безопасности МВД, обвиняющая сотрудницу "Мастер-банка" в финансовых преступлениях содержит ложные сведения, порочащие деловую репутацию банка.
8 ноября 2012 года в Махачкале образовались огромные очереди вкладчиков, желающих забрать свои деньги из банка "Экспресс", так как в сети "Интернет" с последовавшими распространением листовок и рассылкой подложных CMC-сообщений, а также ложных звонков от имени сотрудников банка сообщалось, что у банка отозвана лицензия. В результате недостоверной и ложной информации произошел подрыв деловой информации банка. Только за один день было обналичено около одного миллиарда рублей. Председатель Совета директоров банка "Экспресс" Заур Магомедов указал, что вина за ажиотаж полностью лежит на СМИ, которые подали непроверенную информацию Указанные и другие случаи сообщений о заведомо недостоверной информации говорят о возможности безнаказанности авторов такой информации и о необходимости внесения изменений в законодательство, которые поставили бы заслон распространению заведомо недостоверной информации о деятельности банков и всей банковской системы, включая публичные организации, так как они могут привести не только к тяжелым последствиям для одного банка, но и к последствиям для всей банковской системы государства.
С целью законодательного урегулирования существующей проблемы предлагается внесения изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагается Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" дополнить главой III. 1."Особенности обеспечения стабильности банковской системы при распространении заведомо недостоверной информации о банках и иных кредитных организациях" и статьей 44 "Ответственность за распространение заведомо недостоверной информации о банках и иных кредитных организациях". Глава III.1. включает две статьи: статью 27.1 "Особенности распространения заведомо недостоверной информации о банках и иных кредитных организациях и статью 27.2. "Контроль за распространением заведомо недостоверной информации о банках и иных кредитных организациях".
Нормами законопроекта предусматривается запрет на распространение заведомо недостоверных сведений, подрывающих репутацию и экономическую деятельность банков и иных кредитных организаций в печатных изданиях, аудио- или видео программах, вещании телепрограммы, радиоканала в составе соответственно телеканала, радиоканала, размещении в сети Интернет, демонстрации кинохроникальной программы, а также при проведении собраний и встреч с гражданами, публичных дебатах и дискуссий, митингов, демонстраций, а также иных способов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Контроль за распространением заведомо недостоверной информации о деятельности банков или иных кредитных организаций регламентируется и контролируется Центральным банком Российской Федерации (Банком России), который вместе с правоохранительными и иными органами обязан принимать меры по пресечению заведомо недостоверной информации, касающейся деятельности банков и иных кредитных организаций, предотвращению изготовления подложных и незаконных материалов и их изъятию, установления изготовителей таких материалов и источники их оплаты.
В Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" вносятся изменения в статью 2 "Средства массовой информации. Основные понятия", статью 4 "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" и статью 60 "Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации".
Статья 2 дополняется понятием "публичной организации", которая включает кредитные и страховые организации, а также иные организации торговли на рынке ценных бумаг, в деятельности которых предусмотрена публикация консолидированной финансовой отчетности.
Статья 4 дополняется абзацами четвертым и пятым.
Абзац пятый устанавливает, что должностные лица органов государственной и муниципальной власти не вправе комментировать факты, касающихся банков или публичных организаций до появления информации, размещенной на официальных информационных ресурсах этих органов.
Статья 60 об ответственности за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации дополняется абзацем об ответственности за заведомо недостоверную информацию о банках и публичных организациях, подрывающую репутацию и экономическую деятельность банков и публичных организаций.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополняется статьей 15.4 "Порядок немедленного блокирования информации о заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях".
Устанавливается правовая норма, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей заведомо недостоверную информацию о банках и публичных организациях, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о немедленном блокировании информационных ресурсов, в том числе сайтов, распространяющих такую информацию.
В этой же статье устанавливается порядок действий федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения о заведомо недостоверной информации о деятельности банков и публичных организаций по блокированию таких информационных ресурсов и действий оператора связи по немедленному блокированию информационных ресурсов, включая сайты в сети "Интернет".
Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дополняется частью 3 о том, что распространение заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях, с целью подрыва репутации или экономической стабильности банков или публичных организаций влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях"
Законопроект не потребует дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета, не предусматривает выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.