Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 348685-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи",
внесенному депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается в Федеральном законе N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотреть предварительное администрирование административного правонарушения, фиксируемого в автоматическом режиме техническими средствами видеонаблюдения и фиксации. Под указанным администрированием предлагается понимать "обязанность собственника (владельца) транспортного средства при получении запроса соответствующего территориального органа ГИБДД МВД Российской Федерации предоставлять сведения о физическом лице, которое фактически управляло транспортным средством данного собственника (владельца) в момент зафиксированного административного правонарушения, в целях привлечения к административной ответственности в особом порядке (без составления протокола) за административное правонарушение в области дорожного движения данного физического лица" (подпункт "д" пункта 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 законопроекта). Таким образом, законопроект предусматривает изменение действующего порядка автоматической фиксации административных правонарушений и порядка привлечения к административной ответственности, виновных лиц с целью привлечения к административной ответственности лиц, непосредственно управлявших транспортным средством, путем фиксации не только государственного регистрационного знака автомобиля, но и лица водителя. На наш взгляд, предусматриваемая законопроектом процедура "предварительного администрирования административного правонарушения" повлечет необоснованное усложнение административного производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса. При этом обращаем внимание, что формулировка "привлечение к административной ответственности в особом порядке (без составления протокола) за административное правонарушение" в Кодексе не используется.
Также отмечаем, что используемый в законопроекте термин "транспортное средство специального подвижного состава" (см. подпункт "а" пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 1) не имеет законодательного определения.
Изменения, предлагаемые законопроектом в статью 12.9 Кодекса (пункт 2 статьи 2), не учитывают изменений, внесенных в Кодекс Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Кроме того, предлагаемый законопроектом порядок исчисления административного штрафа с использованием "повышающего коэффициента - 10" не соответствует статье 3.5 Кодекса.
По положениям пунктов 3 и 4 статьи 4 законопроекта отмечаем, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации) и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами. В связи с изложенным пункты 3 и 4 статьи 4 законопроекта являются излишними.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.