Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 348685-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагается изменение порядка привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения в случае их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, в частности, определение механизма привлечения к административной ответственности непосредственно водителя транспортного средства на основании фото-, видео- материалов, полученных с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Также законопроектом предусматривается усиление административной ответственности путем введения повышающего коэффициента за повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, путем дополнения новой частью 5 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из пояснительной записки, предлагаемые изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях направлены на устранение проблем, связанных с использованием и фиксацией случаев нарушений Правил дорожного движения специальными техническими средствами.
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
Представляется, что законопроектом не учтено положение части 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления может быть освобожден от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Неэффективность действующего механизма привлечения правонарушителя к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, в пояснительной записке не подтверждена. Одновременно не представлен и прогноз реализации предлагаемых законопроектом изменений установленного порядка.
Вместе с тем, предлагаемые изменения представляются недостаточно проработанными.
Так, например, предусматриваемое законопроектом предоставление участникам дорожного движения права на ознакомление со сведениями (изображениями), зафиксированными "техническими средствами видеонаблюдения и фиксации фактов дорожно-транспортных правонарушений", на специальной странице в сети Интернет, а также направление должностными лицами соответствующего территориального органа ГИБДД МВД России запросов владельцам транспортных средств о предоставлении сведений о физическом лице, которое управляло транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, зафиксированного "техническими средствами видеонаблюдения и фиксации", повлечет значительное увеличение финансовых и временных затрат на ведение производства по делу об административном правонарушении.
Отсутствие нормы об ответственности собственников (владельцев) транспортных средств за непредоставление либо за несвоевременное предоставление информации по указанным запросам, а также определение последствий истечения сроков хранения почтовой корреспонденции в случае неполучения заказного отправления с указанным запросом могут повлечь возможность ухода от ответственности собственников (владельцев) транспортных средств.
Следует отметить, что предусмотренное законопроектом изменение в статью 12.9 Кодекса не учитывает положений Федерального закона от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которым статья 12.9 Кодекса уже дополнена частью 5, предусматривающей ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 км/час, а также частями 6 и 7, устанавливающими ответственность за повторное совершение административных правонарушений о нарушении установленной скорости движения транспортных средств.
Также следует иметь в виду, что предлагаемый законопроектом способ исчисления административного штрафа с применением повышающего коэффициента не соответствует правилам исчисления административного штрафа, установленным статьей 3.5 Кодекса.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует указанный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "13" января 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.