Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 451473-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", (далее - законопроект), предлагается расширить компетенции советов многоквартирных домов (далее также - МКД) для оперативного принятия решений по вопросам управления домом и для повышения конкуренции среди компаний, занимающихся управлением жилищным фондом.
Законопроект предусматривает возможность собственников помещений передать на определенный период времени часть вопросов, находящихся в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме совету многоквартирного дома. Таким образом, в соответствии с предлагаемыми изменениями части 2 статьи 44 ЖК РФ совет МКД решением общего собрания собственников может быть уполномочен принимать следующие решения:
- о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
- об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания собственников;
- о заключении (изменении, расторжении, отказе от исполнения) договора управления многоквартирным домом либо договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об условиях, на которых такой договор заключается;
- о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с законопроектом для принятия советом МКД решений по вышеперечисленным вопросам заседание совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.
Законопроектом уточняется возможность обращения в суд собственником помещений в многоквартирном доме в случае принятия советом МКД решения с нарушением законодательства Российской Федерации или нарушающего права и законные интересы собственников. Предлагаемая норма аналогична норме, регламентирующей право на судебное обжалование собственником решения, принятого общим собранием собственников (часть 6 статьи 46 ЖК РФ).
Следовательно, законность решений, принимаемых советом МКД, как и общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть исследована в судебном порядке.
В соответствие с законопроектом (новый пункт 4 часть 8 статьи 161.1 ЖК РФ) расширяются полномочия председателя совета МКД, а именно представление права без доверенности, выданной собственниками, подписывать акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию общего имущества МКД. Данная норма не противоречит гражданскому законодательству (статья 182 ГК РФ), так как указанное полномочие может осуществляться на основании закона.
Даже с учетом значительного расширения полномочий совет МКД остается подконтрольным общему собранию собственников помещений в МКД. Решение о передачи на определенный срок тех или иных компетенций совету МКД, так же, как и решение о деятельности председателя совета МКД без доверенности принимаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Для повышения конкуренции среди управляющих организаций в жилищной сфере и повышения качества предоставляемых ими услуг законопроектом (новая редакция пункта 8.2 статьи 162 ЖК РФ) предусматривается право собственников отказаться от исполнения договора управления с управляющей организацией в одностороннем порядке (расторжение договора) не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Данная норма подтверждается и судебной практикой Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.