Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 419131-6 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 419131-6 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Р.В. Кармазиной, Н.С. Максимовой, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2015 года действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
Комитет отмечает, что принятие указанной нормы обусловлено необходимостью проведения определенных процедурных действий государственных органов при корректировке государственных (муниципальных) программ, которые требуют длительного времени.
Так, формирование проектов нормативных правовых актов и их утверждение в части государственных (муниципальных) программ предполагает осуществление разработчиками согласований их с заинтересованными органами исполнительной власти.
Сложившаяся практика организации разработки проектов нормативных актов в субъектах Российской Федерации предполагает необходимость дополнительной их экспертизы органами Прокуратуры Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют полномочия по экспертизе государственных (муниципальных) программ.
В соответствии с положениями статей 13, 14, 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата Российской Федерации проводит экспертизу и дает заключения по государственным программам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле" в рамках осуществления предварительного парламентского контроля предусматривается рассмотрение проектов государственных программ Российской Федерации и предложений о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, а также обязательное представление в Государственную Думу федеральными органами исполнительной власти проектов государственных программ Российской Федерации при направлении их в Правительство Российской Федерации.
Необходимо отметить, что внесение указанного законопроекта также обусловлено итогами рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в разрезе государственных программ.
В Сводном заключении Комитета по бюджету и налогам было отмечено:
- не реализована поставленная Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" задача по формированию бюджета на базе государственных программ в полном объеме и на необходимом качественном уровне;
- не сформирована полноценная система госпрограмм, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития;
- цели, задачи, мероприятия и показатели госпрограмм не увязаны со стратегическими приоритетами национального развития;
- результаты экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой, свидетельствуют о существенных недостатках в качестве разработки большинства госпрограмм, недостаточной взаимосвязи между собой.
2. В целях временного урегулирования сроков приведения государственных и муниципальных программ в соответствие с законом (решением) о бюджете законопроектом предлагается установить норму о том, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете в сроки, определенные соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
При этом Комитет разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации и предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о целесообразности установления конкретного срока, в течение которого государственные (муниципальные) программы должны быть приведены в соответствие с законом (решением) о бюджете.
3. Комитет отмечает, что по замечанию Правового управления Аппарата Государственной Думы ко второму чтению необходимо учесть юридико-техническую правку об изменении наименования законопроекта, изложив его "О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года по переходу в течение двух лет на программный принцип формирования бюджетов всех уровней.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального N 419131-6 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Р.В. Кармазиной, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.