Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 455687-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующим законодательством вдовы военных пенсионеров не входят в число лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ). Им может быть назначена или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1), или трудовая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-Ф3).
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации N 4468-1 размер пенсии вдовам военных пенсионеров может составлять 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, исчисляемого для назначения пенсий в соответствии со статьей 43 указанного закона, или 40 процентов этих сумм в случае, если военнослужащий был инвалидом вследствие военной травмы. Размер такой пенсии вдовам военных пенсионеров не может составлять значительных величин. Так, например, пенсия по потере кормильца для вдовы подполковника, командира батальона, отслужившего 25 лет, составляет всего 7600 рублей. В соответствии же с положениями статьи 16 Федерального закона N 173-Ф3 для вдов гражданских лиц пенсия по случаю потери кормильца может составлять значительно большие величины, близкие к полной величине пенсии кормильца.
По объективным причинам (следование за мужем по его местам службы) жены военнослужащих зачастую не могут и не могли иметь постоянного места работы и в следствие этого сколь-нибудь значительной трудовой пенсии. Для большинства вдов военных пенсионеров на сегодняшний день она составляет примерно 7 000 рублей.
Представляется, что улучшение положения пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, осуществленное в последнее время в Российской Федерации, должно распространиться и на вдов военных пенсионеров, не только разделявших со своими мужьями все тяготы военной службы, но и являвшимися их надежным тылом.
Один из возможных путей решения этой проблемы заключается в распространении на вдов военных пенсионеров положений действующего законодательства, позволяющих получать одновременно две пенсии, для чего необходимо внести соответствующие дополнения в часть 3 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ. Одна из пенсий - трудовая, установленная в соответствии с положениями Федерального закона N 173-ФЗ, вторая - пенсия по случаю потери кормильца, установленная в соответствии с положениями Закона Российской Федерации N 4468-1.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей" был направлен на заключение Правительства Российской Федерации.
По оценкам Правительства Российской Федерации средний размер пенсии по случаю потери кормильца составляет 8,5 тыс. рублей в месяц. По данным Минобороны России (исх. N 180/6/13935 от 24.12.13 года) в среднем ежегодно в связи со смертью военного пенсионера, в случае принятия предлагаемого законопроекта, должно быть назначено вдовам военных пенсионеров дополнительно не более 36 тыс. пенсий. Учитывая, что по данным Росстата (на 2011 год) продолжительность жизни женщин в Российской Федерации в среднем в 1,18 раза больше, чем мужчин, общее число дополнительно назначенных пенсий в 2015 году составит не более 42,48 тыс. Дополнительный объем ассигнований, который должен быть предусмотрен в федеральном бюджете на 2015 год, составит не более 4,33 млрд. руб. В сравнении с расходами федерального бюджета, предусмотренными для ежегодной выплаты пенсий, пособий и компенсаций военным пенсионерам, указанная величина составит не более 1,6%.
Учитывая не значительный объем ассигнований по сравнению с общими пенсионными выплатами военным пенсионерам, необходимые расходы в федеральном бюджете 2015 года могут быть предусмотрены в проектировках бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. В случае недостаточности средств в федеральном бюджете, начиная с 2015 года, могут быть задействованы средства Фонда национального благосостояния. Соответствующие дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации могут быть внесены при подготовке проектов федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.