Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 460240-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи"
Досье на проект федерального закона
Вопрос стимулирования обучающихся к повышению качества освоения образовательных программ, получению в период освоения образовательной программы дополнительных знаний и компетенций является одним из ключевых для повышения качества образования в современной модели образовательной деятельности. Важнейшим инструментом стимулирования образовательной деятельности, повышения мотивации к учению, являются различные формы поощрения обучающихся.
Применение мер поощрения является важной составляющей воспитания обучающихся. Воспитание, в соответствии с российским образовательным законодательством, является неотъемлемой частью образования.
В российской и далее в советской системе образования существовало множество форм поощрения обучающихся за высокие достижения в учебе, самыми значимыми из которых были награждения выпускников общеобразовательных учреждений золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", а так же награждения почетными грамотами за успехи в изучении отдельных предметов.
С переходом на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и прием в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ правовое значение наличия медалей как льготы при поступлении в вузы утратило свою актуальность. С этого времени золотые и серебряные медали стали иметь исключительно поощрительное значение, которое, тем не менее, остается для обучающихся и их родителей весьма значимым. Многие представители педагогического сообщества также считают, что возможность получения медали либо почетной грамоты по окончании общеобразовательного учреждения является мощным фактором стимулирования обучающихся к максимально полному и глубокому освоению программы среднего общего образования.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) обучающимся предоставляются академические права на "поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности". Однако, норм, раскрывающих порядок и (или) формы поощрения обучающихся за их успехи, федеральный закон не содержит.
При этом следует отметить, что поскольку в соответствии с указанным федеральным законом "обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу", то вопрос об отсутствии законодательного регулирования поощрения за высокие достижения в учении затрагивает интересы всех лиц, осваивающих образовательные программы. В Федеральном законе N 273-ФЗ из общего числа обучающихся выделяются две категории лиц, в отношении которых предусмотрены нормы, обеспечивающие их выявление и поддержку: это "лица, проявившие выдающиеся способности" и "лица, добившиеся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности". В соответствии с федеральным законом в отношении лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Действующим Законом так же предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.
В отношении же лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, федеральный закон механизма предоставления иных мер поощрения не предусматривает.
Законопроект направлен на устранение указанного правового пробела. Предлагается дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" полномочиями соответствующих субъектов образовательных отношений по установлению порядка и видов поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Для этого законопроектом предлагается определить виды поощрений применяемые к обучающимся и выпускникам образовательных организаций за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
Законопроектом предлагается закрепить:
за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования определение условий предоставления поощрений в части поощрения золотой медалью "За особые успехи в учении" и похвальной грамотой "За особые успехи";
за образовательными организациями:
поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
хранение в архивах информации о поощрениях обучающихся;
определение дополнительных, к представленным в законопроекте, видов поощрения обучающихся.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения порядка поощрения обучающихся за успехи" потребует принятия приказа Министерства образования и науки Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.