Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 461001-6 "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на закрепление прямого запрета на предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению в жилых помещениях многоквартирных домов.
В настоящее время Жилищный кодекс РФ разрешает гражданам, проживающим в жилом помещении на законных основаниях (собственник, члены его семьи, наниматель и т.д.), использовать данное помещение для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, без перевода его в нежилое помещение, что, несмотря на иные ограничения жилищного законодательства, привело к массовому предоставлению гостиничных услуг в отдельных квартирах многоквартирного дома, причем услуг низкого качества, которые доставляют массу дискомфорта и проблем жителям такого дома, и нарушает их права. Иногда "квартиры-гостиницы" занимают целые этажи, иногда основной режим ее использования это проведения различных увеселительных мероприятий.
Деятельность по оказанию гостиничных услуг предполагает круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее (исходя из здравого смысла и пункта 10 Правил предоставления гостиничных услуг). Вполне очевидно, что подобный режим функционирования "квартиры-гостиницы" практически исключает для собственников соседних жилых помещений покой и тишину в вечернее время суток. Между тем законодательство ряда субъектов РФ запрещает совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих, в период с 23 часов до 7 часов, за исключением спасательных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ. Несоблюдение указанного запрета является основанием для привлечения к административной ответственности.
Функционирование "квартиры-гостиницы" в составе многоквартирного жилого дома может повлечь дополнительные расходы для собственников других помещений, связанные с оплатой потребленных коммунальных ресурсов. При отсутствии у собственников индивидуальных приборов учета размер платы за некоторые коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов и пр.) рассчитывается с учетом нормативов потребления данных ресурсов на одного гражданина. Количество проживающих в жилом помещении граждан определяется по данным регистрационного учета.
В "квартире-гостинице", как правило, зарегистрирован лишь один гражданин (собственник или кто-либо из членов его семьи). Фактически же подобные квартиры могут заселяться большим количеством граждан. В результате искажается принцип пропорциональной оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме потребленных ими коммунальных услуг.
С одной стороны предполагалось, что исходя из смысла пункта 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ собственник или иной гражданин может лишь совмещать проживание в жилом помещении и осуществление какой-либо профессиональной (предпринимательской) деятельности: адвокатской или нотариальной практики, репетиторской деятельности и т.д. Соответственно, использование гражданином-собственником принадлежащей ему квартиры в качестве "гостиничного номера", т.е. для расселения посторонних ему граждан, противоречит как пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса РФ, так и пункту 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ, но с другой стороны отсутствие в законодательстве прямого запрета на использование жилых помещений для оказания гостиничных услуг обусловливает достаточно пассивное отношение правоохранительных органов к подобной деятельности, при этом судебная практика по данному вопросу также неоднозначна, а нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства трудно доказуемы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.