Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 402341-6 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(об увольнении с военной службы военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 402341-6 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации) указанный подпункт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Законопроектом реализует указанное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации и предлагает дополнить статью 51 Федерального закона положением, уточняющим, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, осужденный за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, не связанному с лишением воинского звания, не связанному с лишением права занимать воинские должности в течение определенного срока, и имеющий непогашенную или неснятую судимость, а также военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеющий неснятые дисциплинарные взыскания, может быть уволены с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу приговора суда либо с момента наложения последнего дисциплинарного взыскания, если их несоответствие требованиям к лицам, проходящим военную службу по контракту, установлено при проведении аттестации.
Комитет Государственной Думы по обороне концепцию законопроекта поддерживает.
Вместе с тем, по законопроекту имеются следующие замечания.
1. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения законодателем при осуществлении правового регулирования требований определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.
В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, погашается по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания или может быть снята до истечения срока ее погашения.
Статьями 36, 46 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, установлены различные сроки для снятия дисциплинарных взысканий - от трех месяцев до одного года (в зависимости от вида дисциплинарного взыскания и состава военнослужащих).
Учитывая это, установление законопроектом шестимесячного срока для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы требует, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, дополнительного обсуждения.
Кроме того, в законопроекте не учтено, что пунктом 2 статьи 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта является одним из видов дисциплинарных взысканий.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность, является грубым дисциплинарным проступком.
В этой связи, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, в законопроекте не учтено, что невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может также выражаться и в совершении военнослужащим административного правонарушения, за которое он в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен к административной ответственности на общих основаниях.
Указанные замечания, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, не носят концептуального характера, и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении).
Следует также отметить, что, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, принятие законопроекта в предлагаемой редакции потребует в дальнейшем рассмотрения вопроса о внесении изменений в статью 51 Федерального закона, аналогичных дополнению, предлагаемому законопроектом, в части, касающейся:
1) установления срока, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, командование может по своему усмотрению досрочно увольнять с военной службы военнослужащих по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности), "е.1" (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), "е.2" (в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны) пункта 2 статьи 51 Федерального закона;
2) уточнения рассматриваемым законопроектом порядка применения к военнослужащему основания для увольнения с военной службы, предусмотренного подпунктом "е" (как не выдержавший испытание) пункта 2 статьи 51 Федерального закона, а именно установления его несоответствия предъявляемым требованиям по результатам проведения аттестации (в настоящее время это решение принимается соответствующим командиром (начальником) единолично).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.