Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 463832-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" разработан для надлежащей законодательной регламентации и обеспечения более выверенного (в юридико-техническом отношении) изложения правовых норм статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", посвященных определению перечня документов, удостоверяющих наличие российского гражданства у гражданина нашей страны, а также направлен на более корректное обозначение нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми упомянутые документы могут определяться именно в таком своем качестве.
Инициируемым законопроектом предполагается изложение обозначенной статьи 10 в новой редакции с закреплением в ней рамочной нормы о том, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на принадлежность лица к гражданству Российской Федерации, предусмотренный федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации.
Необходимость внесения указанного изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" обусловлена следующими обстоятельствами.
Как известно, действующая редакция статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" в качестве документов, удостоверяющих гражданство нашей страны, обозначает паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. При этом в названной статье 10 имеется ссылка на то, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В связи с этим в настоящее время можно отметить два действующих Федеральных закона, в каждом из которых упоминаются отдельные виды указанных основных документов: сам Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", (из контекста нынешней редакции статьи 10 которого усматривается отнесение к таким документам именно паспорта гражданина Российской Федерации, - т.е. внутреннего, общегражданского паспорта гражданина России), и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", (где в статье 7 определяется перечень основных документов, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, и которыми на сегодняшний момент признаются: заграничный паспорт, дипломатический паспорт и служебный паспорт).
Однако - вопреки наименованию статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающего в рамках ее предмета обозначение общей совокупности документов, удостоверяющих наличие у лица гражданства России, - норма данной статьи содержит указание на неполный перечень таких документов, ограничивая их число только основными документами, подтверждающими гражданство нашей страны, что - с учетом значимости регулируемых правоотношений - может быть признано весьма существенным правовым пробелом и юридико-техническим недостатком.
Вместе с тем, помимо основных документов действующее законодательство Российской Федерации предусматривает и другие документы, удостоверяющие российское гражданство.
Так, во-первых, согласно статье 11 (часть первая) Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для гражданина России, утратившего во время пребывания за пределами нашей страны заграничный паспорт (либо дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка), предусмотрена выдача временного документа, удостоверяющего его личность и гражданство, и дающего право на въезд (возвращение) указанного гражданина в Российскую Федерацию. Известно, что таким временным документом в настоящее время является свидетельство на возвращение лица в Российскую Федерацию, выдаваемое в порядке, установленном Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации либо представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию; данный Административный регламент утвержден Приказом МИД России от 28 июня 2012 г. N 10304.
Во-вторых, в соответствии с пунктами 45, 45.1 и 45.2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, наличие гражданства Российской Федерации - помимо основных документов - удостоверяется также иными документами: удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; а для несовершеннолетних лиц - свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя, либо имеющем специальную отметку, подтверждающую наличие гражданства Российской Федерации, а также свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, и, наконец, основными документами родителей (паспортом, заграничным паспортом, дипломатическим или служебным паспортом), если в них внесены заверенные установленным образом сведения об указанных несовершеннолетних лицах - детях обладателей таких основных документов.
В-третьих, в пункте 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, предусматривается выдача гражданину Российской Федерации, утратившему свой общегражданский (внутренний) паспорт, - до получения им нового паспорта и в случае его соответствующей просьбы, - временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, которое также является документом, удостоверяющим личность и российское гражданство данного лица.
Таким образом, помимо содержащегося в действующей редакции статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" ограниченного - только лишь основными документами - перечня документов, удостоверяющих наличие у лица российского гражданства, гражданство Российской Федерации подтверждается также иными документами, которые предусматриваются как в Федеральном законе (свидетельство на возвращение), так и в подзаконных актах (удостоверение военнослужащего со вкладышем и свидетельство о рождении со специальной отметкой или вкладышем и др. - в Указе Президента Российской Федерации, а также временное удостоверение личности - в Постановлении Правительства России). Причем отмеченные аспекты в настоящее время установлены не только нормативно, но и достаточно широко используются в процессе правоприменительной практики как на территории нашей страны, так и в рамках выполнения отдельных международных договоров Российской Федерации.
Данные обстоятельства и учитывает инициируемая законопроектом новая редакция статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", охватывающая своим содержанием все отмеченные - и упомянутые выше - документы.
Помимо этого, предлагаемая норма статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" позволяет также устранить определенную неточность и даже двусмысленность, выявляемую в данной статье в настоящее время в случае ее применения после буквального истолкования. Так, в обозначенной статье 10 удостоверение гражданства Российской Федерации предусмотрено иным (помимо паспорта) основным документом, содержащим указание на гражданство лица, - однако на какое гражданство при этом указывает такой основной документ, действующей нормой названной статьи не уточняется.
Кроме того, с учетом оптимизируемого в представленном законопроекте изложения редакции статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", авторы данного законопроекта считают избыточным правовым регулированием - и, соответственно, излишним - содержащееся в ней упоминание об определении видов основных документов гражданина Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В связи с отмеченными обстоятельствами принятие представленной законодательной инициативы в качестве соответствующего Федерального закона позволит обеспечить всестороннее и системно согласованное нормативное регулирование основного нормативного положения действующего законодательства Российской Федерации, (содержащегося в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации"), и посвященного определению видов и правового статуса документов, подтверждающих принадлежность к гражданству России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Представленный проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не предусматривает введения или отмены налогов или освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, а также иного изменения каких-либо финансовых обязательств государства.
Помимо этого, принятие данного законопроекта в качестве федерального закона не повлечет дополнительных расходов, подлежащих покрытию за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным, на представленный проект федерального закона не требуется получение заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не затрагивает - помимо названного Федерального закона - иных законодательных актов СССР, РСФСР и Российской Федерации, действующих или подлежащих применению на территории Российской Федерации, и в связи с этим не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу таких законодательных актов, а также внесения в них каких-либо изменений или дополнений.
В случае принятия представленной законодательной инициативы в качестве Федерального закона также не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо подзаконных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.