Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 463846-6 ''О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", пиво является алкогольной продукцией, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Однако до сих пор сохраняются существенные преференции по государственному регулированию пивной отрасли, в частности не производится лицензирование производства данной продукции. Хотя согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" вся алкогольная продукция, кроме пива, подлежит лицензированию. На сегодняшний момент контроль производства пивоваренной продукции на уровне государства ведется в основном в части налогообложения, уплаты акциза.
Лицензирование - одно из наиболее эффективных методов государственного регулирования экономической деятельности, защищающее права граждан и государства в сфере частноправовой деятельности.
Сегодня ни одна служба не сможет предоставить точные данные, сколько пива производится в России. Данная поправка позволит точно установить реальные объемы производства и иметь полные данные о масштабах пивного производства в стране и о том, сколько производители пива должны платить в бюджет.
На сегодняшний день производством пива в России занимаются пять крупных производителей и около 800 небольших предприятий. Они расположены в 78 регионах, многие находятся в отдаленных городах и поселениях, где являются основными налогоплательщиками и работодателями. По данным Федеральной налоговой службы, в 2012 году пивоварами было произведено пива 974 миллионов дал. и уплачено в бюджет 114,6 миллиарда рублей. По итогам 2012 года в отношении напитков, производимых в России, сборы от оборота пива превысили сборы от оборота крепкого алкоголя на 4,1 миллиарда рублей.
Внесенная поправка также позволит контролировать качество производимой продукции, которая на сегодняшний день вызывает большое количество нареканий. Не секрет, что недобросовестные производители в погоне за прибылью используют рис, кукурузу, мальтозную патоку и прочие заменители солода в количестве свыше 20% от объема. Поэтому многие разрекламированные марки изготавливают ускоренным методом - всего за 15 суток, что и понятно: для производителя играют роль цифра, вал, отчетность. При таком подходе на выходе получается то, что можно назвать "коммерческим напитком", но только не пивом. Разумеется, производитель, пользуясь отсутствием надлежащего контроля, не афиширует эти приемы, поскольку они на корню противоречат классическим канонам пивоварения.
Лицензирование позволить жестко соблюдать нормы производства, при соблюдении которого пивом будет считаться напиток, изготовленный только из хмеля, солода и воды.
В связи с новым порядком распределения акцизных доходов по бюджетам разных уровней в 2012 году значительно выросла роль пива в плане пополнения региональных бюджетов. Если по итогам 2011 года доля пива в акцизных поступлениях от оборота напитков в региональные бюджеты составляла 52,1%, то в 2012 году она достигла 67,2%. В отчетном году пиво обеспечит две трети акцизных поступлений в региональные бюджеты, тогда как крепкий алкоголь - чуть больше четверти (25,9%). Это дает существенные преимущества тем регионам, которые в предшествующие годы создавали благоприятные условия для развития пивоваренной отрасли. За январь-декабрь 2012 года акциз на оборот пива обеспечил поступление 110,43 миллиарда рублей в бюджеты российских регионов. Лицензирование предприятий даст дополнительный доход в плане пополнения регионального бюджета.
Предстоящее лицензирование поставит многие компании пивоваренной отрасли, особенно средние и малые, перед жестким выбором: либо свернуть производство пива и переориентироваться на другие напитки, либо, наоборот, вложиться в модернизацию производства и повышение конкурентоспособности. С учетом возросшего значения пивоваренной отрасли для региональных бюджетов все более актуальным становится сотрудничество пивоваров и региональных властей, которые заинтересованы в расширении налоговой базы и создании новых рабочих мест.
Предлагается сохранить льготные условия государственного регулирования для производителей пива до 100 тысяч дал в год, соответственно данная поправка не затрагивает мини-пивоварни, производящие меньше 100 дал, от лицензирования будут освобождены мини-пивоварни, которые находятся в ресторанах, барах и на предприятиях общественного питания.
В нашей стране пивные гиганты ориентируются на массового, непритязательного потребителя. Но в стране работают и десятки независимых пивоваренных заводов, а также более 500 небольших пивоварен, некоторые из которых варят продукт такого уровня, что он способен посрамить лучшие чешские и германские сорта. Надлежащий контроль за качеством производства пива позволит в ближайшие несколько лет малым локальным пивоварам изрядно потеснить компании-гиганты.
Введение лицензирования оборота пива и пивных напитков позволит также осуществлять государственный контроль и за импортом данной продукции.
Введение лицензирования оборота пива и пивных напитков позволит также осуществлять государственный контроль и за импортом данной продукции.
Введение лицензирования производства пива поставит в равные экономические условия ведения хозяйственной деятельности производителей всех видов алкогольной продукции, включая пиво, что является обязательным требованием законодательства Российской Федерации о конкуренции.
Механизм лицензирования показал себя как действенная мера для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.