Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 466444-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на совершенствование процедуры рассмотрения уголовных дел в апелляционных и кассационных инстанциях судов общей юрисдикции.
Так, с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которому введены новые главы в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) 45.1 "Производство в суде апелляционной инстанции" и 47.1 "Производство в суде кассационной инстанции".
В ходе исполнения судами данных процессуальных норм возникли отдельные проблемы их правоприменения.
Исходя из положений глав 45.1 и 47.1 УПК РФ, без правовой регламентации остались вопросы участия подозреваемого или обвиняемого в судах апелляционной и кассационной инстанций. В этой связи данным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в часть первую статьи 389.1 УПК РФ, пункт 2 части первой статьи 389.12 УПК РФ, часть первую статьи 401.2 УПК РФ и часть девятую статьи 401.13 УПК РФ.
Исходя из важности позиций Европейского Суда по правам человека, законопроектом предлагается закрепить положение, согласно которому при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции участие подозреваемого, обвиняемого, оправданного, осужденного или лица, в отношении которого прекращено уголовное дело, обязательно, за исключением случаев, когда они отказались от такого участия.
С учетом этого пункт 2 части первой статьи 389.12 УПК РФ предлагается изложить в новой редакции.
В главе 45.1 УПК РФ участие прокурора в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции урегулировано недостаточно, а в некоторых нормах - ошибочно. Не закреплены особенности полномочий прокурора, предусмотренные частью третьей статьи 37, статьей 246 УПК РФ, который в ходе судебного производства по уголовному делу поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Предлагается уточнить редакцию части первой статьи 389.1 УПК РФ, части четвертой статьи 389.11 УПК РФ и пункта 1 части первой статьи 389.12 УПК РФ, исключив соединительный союз "и", предполагающий одновременное участие государственного обвинителя и прокурора в суде апелляционной инстанции, а в этом нет необходимости. В том случае, когда суд апелляционной инстанции рассматривает уголовное дело, которое судом первой инстанции было разрешено по существу, при наличии возможности исследовать новые доказательства, выносит новое решение, в том числе новый обвинительный приговор, - участвует государственный обвинитель. При пересмотре промежуточных решений в суде второй инстанции участвует прокурор.
В части первой статьи 389.1 УПК РФ предлагается в качестве самостоятельного участника апелляционного обжалования включить прокурора.
Законопроект предусматривает дополнить статью 389.12 УПК РФ новой частью шестой, закрепляющей процессуальный статус прокурора при пересмотре уголовного дела судом апелляционной инстанции.
В апелляционном судопроизводстве установлены общие условия судебного разбирательства как при проверке законности и обоснованности итоговых судебных решений, так и при рассмотрении жалоб и представлений на промежуточные решения суда. При этом по всем рассматриваемым в апелляционном порядке делам предусмотрены выступления сторон в прениях. Однако не учтено, что суд первой инстанции, принимая решение в процессе досудебного производства, непосредственно доказательства не исследует, а лишь "заслушивает явившихся в судебное заседание лиц" (часть шестая статьи 108, часть четвертая статьи 125 УПК РФ). Этим обусловлено внесение поправки в статью 389.14 УПК РФ.
Поскольку в УПК РФ не урегулирован вопрос об уровне суда кассационной инстанции, в который подаются жалобы или представления на апелляционный приговор, законопроектом вносятся изменения в пункт 1 части второй статьи 401.3 УПК РФ.
Системное толкование пункта 2 части второй статьи 401.3, пункта 5 части первой статьи 401.5, статьи 401.7 и частей второй и третьей статьи 401.8 УПК РФ свидетельствует о невозможности обжалования постановления судьи областного и равного ему суда об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения их в судебном заседании суда кассационной инстанции. В связи с этим предлагается новая редакция части третьей статьи 401.8 УПК РФ, предусматривающей право Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации не согласиться с соответствующим решением судьи верховного суда субъекта и, отменив его решение, передать кассационные жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции.
Предлагается в части первой статьи 401.15 УПК РФ исключить, предусмотренные в качестве оснований для отмены или изменения судебного решения существенные нарушения уголовного закона, заменив на "неправильное применение уголовного закона" поскольку нарушение норм УК РФ нередко является преступлением.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 401.17 УПК РФ, так как ее действующая редакция при подаче и последующем рассмотрении кассационных жалобы, представления одной из сторон фактически лишает другую сторону права на обращение в суд кассационной инстанции.
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, а его реализация - дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения других действующих нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.