Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 466530-6 "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Санкция статьи 6.6 Кодекса предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах торговли и общественного питания органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы Роспотребнадзора) выявляются многочисленные нарушения санитарного законодательства.
Так, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области по статье 6.6 Кодекса привлечено к административной ответственности: в 2010 году - 360 лиц, в 2011 году - 606 лиц, в 2012 году - 627 лиц, в 2013 году - 675 лиц;
наложено административных штрафов на сумму: в 2010 году - 600 тыс. рублей, в 2011 году - 1200 тыс. рублей, в 2012 году - 1160 тыс. рублей, в 2013 году - 1600 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). При этом вышеназванные органы не проводят предварительную оценку соблюдения на данных объектах санитарно-эпидемиологических норм и правил, не участвуют в выборе земельных участков под строительство, рассмотрении проектов строительства и реконструкции, приемке в эксплуатацию с выдачей соответствующих согласующих документов. В дальнейшем, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом N 294-ФЗ, плановая проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности санитарно-эпидемиологического законодательства осуществляется органами Роспотребнадзора только через три года после начала эксплуатации объекта и подачи уведомления или внеплановая при поступлении обращений или жалоб граждан.
Практика показывает, что юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, допускаются серьезные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, особенно при размещении объектов общественного питания и торговли продовольственными товарами в приспособленных помещениях многоквартирных жилых домов, что вызывает справедливые жалобы населения.
Эксплуатация объектов торговли пищевыми продуктами, общественного питания, расположенных в приспособленных помещениях на первых этажах жилых домов, приводит к нарушению условий проживания граждан собственниками объектов. Со стороны дворовых территорий и подъездов организуется загрузка товаров, происходит интенсивное движение транспорта, не исключая утреннее время и выходные дни. Эксплуатация технологического оборудования (систем вентиляции, кондиционирования и охлаждения (холодильные камеры) формирует повышенные уровни шума, что нарушает тишину и покой на территории жилой застройки, ущемляя права граждан на отдых.
При размещении объектов общественного питания, предоставлении услуг общественного питания в приспособленных помещениях жилых домов собственники не соблюдают санитарные требования по набору и площади помещений, что оказывает существенное влияние на качество и безопасность реализуемых пищевых продуктов.
Кроме того, жителей беспокоит и шум, связанный с поведением посетителей объектов торговли и общественного питания, работающих круглосуточно.
Об опасности названных нарушений свидетельствуют данные Государственного доклада "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году", в котором отмечается, что активное развитие сети общественного питания в условиях несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологиям приготовления пищи, массовое привлечение к работе на указанных предприятиях мигрантов, не имеющих должной подготовки, создает дополнительные риски распространения кишечных заболеваний, возникновение вспышек этих заболеваний среди населения. Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать. Доля обращений граждан на акустическое воздействие от общего количества жалоб на воздействие физических факторов составляет 58%, а в ряде субъектов Российской Федерации превышает 70%. Воздействию шума с уровнем, превышающим предельно допустимый, в Российской Федерации подвергается несколько миллионов человек.
Применение установленных в настоящее время мер административного воздействия за нарушения норм санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не достигает цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с изложенным предлагается установить по статье 6.6 Кодекса размер административных штрафов, налагаемых на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц, - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях " не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях " не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.