Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 467791-6 "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время не принят федеральный закон, регулирующий деятельность в сфере розничной продажи безалкогольных энергетических напитков. Между тем, в подобном регулировании есть настоятельная необходимость.
В последние годы в России произошёл резкий рост объема продаж безалкогольных энергетических напитков и существенное расширение их ассортимента. Согласно экспертным оценкам, общий объем продаж энергетических напитков в России в 2006-2010 гг. увеличился на 40 млн л, достигнув 106,4 млн л в 2010 г. По оценкам исследовательской компании Nielsen, рост рынка в натуральном выражении в 2011 году составил более 30%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост продаж до 162,5 млн л в 2015 г. Подобный рост рынка будет обеспечен увеличением продаж в недавно появившемся сегменте относительно дешевых "энергетиков". Из-за этого доля потребителей энергетических напитков может вырасти до 14% от населения страны, а среднее потребление на душу населения к концу 2015 г. вырастет до 1,1 л в год.
Необходимо отметить, что молодые люди без каких-либо ограничений приобретают эти напитки, потребляют их в таком количестве, которое наносит безусловный вред их здоровью, сравнимый с неумеренным потреблением алкоголя, прежде всего в отношении сердечно-сосудистой системы. Кроме того, регулярное потребление данных напитков формирует у молодых людей соответствующую зависимость от них, а также способно вызвать обострение нервных и психических заболеваний.
Энергетические напитки имеют свою специфику по сравнению с другими напитками, поскольку в их составе содержатся особые компоненты: тонизирующие компоненты и ингредиенты (кофеин, таурин, L-карнитин, глюкуронолактон). Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12). Учитывая, что содержание кофеина в энергетических напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг/л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл и более, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка молодым человеком более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 476-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" с датой введения в действие 1 января 2009 года с правом досрочного применения. В ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
Учитывая такие ограничения на употребление данных напитков, полагаем необходимым и целесообразным законодательно урегулировать сложившуюся ситуацию и ввести на территории Российской Федерации ограничения розничной продажи несовершеннолетним и потребления (распития) безалкогольных энергетических напитков в общественных местах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков" не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков"
Принятие и реализация федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков" не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.