Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 468912-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Досье на проект федерального закона
Указанный проект Федерального закона подготовлен с целью уточнения перечня объектов принудительного содержания лиц под стражей для целей Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Предлагается включить в данный перечень конвойные помещения судов, в том числе и конвойные помещения военных судов, а также помещения, где содержаться арестованные/задержанные и, как следствие, распространить на лиц, находящихся в данных помещениях, правовые гарантии, предусмотренные в вышеуказанном законе. Отнесение данных помещений к местам принудительного содержания соотносится с нормами международного права - Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 18.12.2002 год, статья 4.
В настоящее время вопросы контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в конвойных помещениях судов, решаются в рамках прокурорского надзора, порядок которого определяется Приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 08 августа 2011 года "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)". Как отмечается в пункте 1.12 настоящего приказа, прокурору предоставляется право раз в полгода проверять совместно с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов). В рамках осуществляемой проверки прокурор должен обеспечить соблюдение федерального законодательства, включая вопросы санитарного и технического оснащения помещений. Таким образом, конвойные помещения являются единственными местами принудительного содержания лиц, куда не допускаются представители общественных наблюдательных комиссий. Настоящую практику нельзя признать правомерной, так как она носит дискриминационный характер в отношении лиц, содержащихся в конвойных помещениях судов. В рамках Конференции "Против насилия и пыток в правоохранительной и пенитенциарной системах" от 20.02.2014 года, выступающие неоднократно отмечали, что система общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов личности в конвойных помещениях судов не отлажена, что неопределенность в правовом регулировании приводит к нарушению законных прав личности. Было отмечено, что единственным местом, куда не могут пройти члены общественных наблюдательных комиссий, являются конвойные помещения судов общей юрисдикции и военных судов. Также стоит отметить, что в рамках Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013 года было отмечено о необходимости приоритета в совместной работе государства и общества в сфере поддержки правозащитного движения, чтобы данная деятельность максимально приближалась к проблемам и интересам конкретного гражданина, конкретного человека. Был затронут вопрос об увеличении роли граждан в общественном контроле за деятельность органов власти на всех её уровнях.
Введение указанных изменений позволит более полно построить работу общественных наблюдательных комиссии, обеспечить соблюдение прав и законных интересов личности на всех стадиях уголовного преследования, а также предотвращать злоупотребления со стороны должностных лиц.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие указанного проекта Федерального закона не потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.