Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 1999 г. N 25-Г99-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 1 марта 1999 года гражданское дело по заявлению первичной профсоюзной организации "Предприниматель" о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Астраханской области "О налоге с продаж" от 17 сентября 1998 года 1998 года# N 40 по кассационной жалобе заявителя на решение Астраханского областного суда от 16 декабря 1998 года, которым постановлено: "В удовлетворении заявления первичной профсоюзной организации "Предприниматель" о признании Закона Астраханской области "О налоге с продаж" от 17 сентября 1998 года N 40 в редакции Закона Астраханской области "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О налоге с продаж" от 10 ноября 1998 года N 42 противоречащим федеральному законодательству отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Астраханского областного Представительного Собрания С.А.В., заключение помощника Генерального прокурора РФ Г.М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
Первичная профорганизация "Предприниматель" обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что он противоречит Федеральному закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ в части установления законом Астраханской области ставки налога с продаж в размере 5% и в части отсутствия в нем перечня товаров и услуг "не первой необходимости", в то время Федеральный закон предусматривает возможность установления ставки налога с продаж до 5% и возможность установления перечня товаров и услуг "не первой необходимости" законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а следовательно, Представительное Собрание превысило свои полномочия, предусмотренные Законом РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" в определении объекта налогообложения и ставки налога с продаж.
По делу постановлено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе профорганизации указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается на то, что в решении суда не приведено каких-либо оснований законности установления Представительным Собранием области ставки налога в размере 5%. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" определяет: "ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%", а следовательно, смысловая нагрузка такой редакции указывает на то, что установленная в области ставка превышает определенную Федеральным законом.
В жалобе указывается также, что Закон Астраханской области от 17 октября 1998 года N 40 (с изменениями и дополнениями) не содержит указаний на товары и услуги не первой необходимости с одной стороны, а с другой стороны законодательным органам субъектов РФ. Федеральным законом предложено определиться с этим понятием, однако этого сделано не было, в результате чего за пределами этого понятия оказались все импортные ткани, мебель и т.п., а следовательно, установлением более широкого круга объектов, подпадающих под действие закона, подтверждается превышение полномочий Представительного Собрания области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 17 сентября 1998 г."
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При постановлении решения по делу суд считал установленным и исходил из того, что в соответствии со ст. 45 п. 4 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" к ведению краевого, областного Совета относятся установление в соответствии с законодательством РФ краевых, областных налогов, сборов, пошлин и тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности края, области и порядка их взимания. Согласно п.п. "д" п. 1 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налог с продаж относится к налогам краев, областей, республик в составе РФ. Предусмотренный п. 3 этой же статьи закона перечень облагаемых указанным налогом перечень товаров и услуг исчерпывающим не является, ставка налога определена до 5 процентов и последний устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ. Закон Астраханской области (с изменениями) ни по каким позициям не противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства.
Такое суждение суда первой инстанции по делу является правильным, так как сделано с учетом установленных обстоятельств и требований действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы фактически отражают приводимые в судебном заседании и исследованные судом мотивы и вывода суда не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Астраханского областного суда от 16 декабря 1998 года оставить без изменения, а кассационную жалобу первичной профсоюзной организации "Предприниматель" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 1999 г. N 25-Г99-1
Текст определения официально опубликован не был