Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 470358-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на усиление защиты прав физических и юридических лиц от нарушений, связанных с длительным неисполнения судебных актов, вынесенных в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.
Законопроектом предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и предоставить право обращаться в суд гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, российским, иностранным и международным организациям с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, по которому должником является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусмотрена возможность обращаться в суд с заявлением о компенсации только в случае, если нарушено право на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судебная практика исходит, что для предъявления требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должно иметь место неисполнение денежного обязательства со стороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Из сферы применения Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" исключены случаи длительного неисполнения судебных актов, по которым органы государственной власти или местного самоуправления обязаны совершить определенные действия в отношении заявителя и тем самым устранить нарушение его прав.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Для того, чтобы судебная защита прав и свобод человека и гражданина отвечала требованиям эффективности и достаточности, и было обеспечено соответствующее возмещение за неисполнение публично-правовыми образованиями своих обязательств, вытекающих из ст. 46 Конституции Российской Федерации, компенсация должна присуждаться за неисполнение решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, предполагающим в том числе исполнение органами публичной власти обязанностей в натуре.
Законопроектом предлагается исключить п. 5 ч. 1 ст. 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 ч. 1 ст. 222.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность возвращения заявления о присуждении компенсации в случае очевидности отсутствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Наличие или отсутствие нарушения разумного срока судопроизводства и исполнения судебных актов не может быть определено без исследования обстоятельств, определяющих содержание спорного материального правоотношения между заявителем и заинтересованными лицами, оценка которых возможна только при рассмотрении и разрешении судом дела по существу в судебном заседании.
Данное положение законодательства предоставляет возможность суду разрешить дело без проведения судебного заседания, иными словами разрешить материально-правовой спор в интересах другой стороны без предоставления лицу, обратившемуся за судебной защитой, возможности отстаивать свою позицию в заседании суда на основе состязательности и равноправия сторон, что нарушает его право на судебную защиту.
Законопроект предусматривает возможность дополнить главу 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации статьей 244.11 "Прекращение производства по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок" и главу 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации статьей 222.10 "Прекращение производства по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Большинство оснований прекращения производства по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок отличаются от оснований прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В настоящее время основания прекращения производства по делам данной категории определены в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, что является нарушением принципа законности.
Предлагаемые поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации направлены на стимулирование органов государственной власти и местного самоуправления к надлежащему исполнению вынесенных в отношении них судебных актов и защиту прав граждан Российской Федерации в данной сфере в соответствии с международными стандартами.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие указанного проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.