Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 189885-5 "Технический регламент на пивоваренную продукцию"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
Как следует из текста законопроекта проектируемым федеральным законом наряду с установлением обязательных для применения и исполнения требований к пивоваренной продукции, устанавливаются также обязательные требования к связанным с требованиями к пивоваренной продукции процессам производства, хранения и перевозки пивоваренной продукции (главы 3 и 4 законопроекта). Таким образом к объектам технического регулирования проектируемого федерального закона должны быть отнесены и указанные процессы, что не отражено в законопроекте.
В определении понятия "напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные коктейли" (пункт 7 статьи 3 проекта) следует уточнить, о каких "иных пищевых компонентах" идет речь. Кроме того, в связи с использованием указанного понятия в проектируемом федеральном законе обращаем внимание, что в Федеральном законе "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, используемых на его основе", термин "пивные коктейли" не используется.
Представляется, что в части 2 статьи 4 законопроекта не ясно, каким образом осуществляется совокупная оценка физико-химических, органолептических и других показателей пивоваренной продукции, к которым отнесены указанные в статьи 3 законопроекта признаки видов пивоваренной продукции. Кроме того, в целях однозначного применения положений законопроекта в части 1 статьи 4 полагали бы целесообразным раскрыть, какое именно лицо является заинтересованным.
Согласно статье 5 законопроекта требования к безопасности пивоваренной продукции, включающие токсикологические, микробиологические и радиологические показатели установлены в приложении к проектируемому федеральному закону. Обращаем внимание, что в указанном приложении не установлено каких-либо требований в отношении такой пивоваренной продукции, как обеспложенное пиво.
В статье 6 указывается, что упаковка пивоваренной продукции должна обеспечивать безопасность и сохранение качества, в том числе и для солода, однако последний, в соответствии с определением пивоваренной продукции, данным в статье 3 законопроекта, не относится к пивоваренной продукции, а, следовательно, и к объектам технического регулирования проектируемого технического регламента.
Согласно наименованию статьи 7 она устанавливает требования к маркировке всей пивоваренной продукции. Обращаем внимание, что часть 3 указанной статьи устанавливает требования к содержанию маркировки только пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных коктейлей). Также в связи с частью 3 статьи 7 законопроекта, определяющей содержание маркировки пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ заявитель обязан указывать при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Согласно части 1 статьи 11 законопроекта условия хранения и сроки годности пивоваренной продукции устанавливаются изготовителем таким образом, чтобы пивоваренная продукция не приобретала опасных для жизни и здоровья человека свойств. Между тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" срок годности в отношении продуктов питания определяется, как период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Статьей 16 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. В связи с изложенным полагаем, что указанное положение законопроекта нуждается в дальнейшем обсуждении.
Положение части 4 статьи 11 законопроекта, в соответствии с которым пивоваренная продукция, находящаяся в процессе хранения, должна сопровождаться документами, обеспечивающими возможность установления также и "последующего" собственника пивоваренной продукции, нуждается в дополнительном обсуждении. Кроме того, на наш взгляд, из текста законопроекта не ясно, какие документы понимаются под документами, упомянутыми в данной норме законопроекта. Аналогичное замечание относятся и к части 4 статьи 12 законопроекта.
Часть 1 статьи 13 законопроекта следует согласовать с пунктом 4 части 2 статьи 10 законопроекта, устанавливающей требования к производственному контролю. Так, частью 1 статьи 13 законопроекта определено, что помещения, оборудование, инвентарь, используемые в процессе производства пивоваренной продукции, помещения для хранения пивоваренной продукции, грузовые отделения транспортных средств и контейнеры для перевозки пивоваренной продукции должны подвергаться санитарной обработке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации с периодичностью, установленной программой производственного контроля. В тоже время статьей 10 законопроекта, устанавливающей требования к производственному контролю, предусмотрено содержание в программе производственного контроля только графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, оборудования, инвентаря.
Положение пункта 1 части 1 статьи 14 законопроекта, согласно которым оценка соответствия в форме обязательного подтверждения соответствия применяется в отношении пива, специального пива, пастеризованного пива, обеспложенного пива, безалкогольного пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (пивных коктейлей), необходимо соотнести со статьями 15, 16, 17 и 18 законопроекта, согласно которым обязательное подтверждение соответствия (в форме принятия декларации о соответствии) осуществляется в отношении всей пивоваренной продукции.
Согласно части 3 статьи 18 законопроекта при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель, в частности, должен представить собственные доказательственные материалы, включающие, в том числе, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений. Обращаем внимание, что указанную схему используют согласно пункту 1 части 1 статьи 18 законопроекта, в частности, заявители, у которых отсутствует собственная испытательная лаборатория (центр). В этой связи полагаем, что необходимо уточнить содержащуюся в части 3 статьи 18 отсылку на статью 17.
В связи со статьей 20 законопроекта следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ государственный контроль (надзор) является одной из форм оценки соответствия, при этом, согласно указанному пункту, технический регламент должен содержать, в том числе, правила и формы оценки соответствия. Данным пунктом также установлено, что не включенные в технические регламенты требования к правилам и формам оценки соответствия не могут носить обязательный характер. В этой связи, по нашему мнению, следовало бы рассмотреть вопрос о том, чтобы правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований проектируемого федерального закона устанавливались непосредственно в законопроекте.
Полагаем, что нуждается в доработке статья 22 законопроекта в части уточнения, что, зарегистрированные до дня вступления в силу проектируемого федерального закона декларации о соответствии на пивоваренную продукцию, выпущенную в обращение на территории Российской Федерации до дня вступления в силу проектируемого федерального закона, действительны в отношении этой продукции до окончания срока ее годности.
Кроме того отмечаем, что законопроект содержит некоторые понятия, которые нуждаются, на наш взгляд, в раскрытии (определении), в частности: "нескоропортящийся пищевой продукт" (пункты 4 и 5 статьи 3), "тип пива" (пункт 10 статьи 3), "заинтересованные лица" (часть 1 статьи 4).
Замечания юридико-технического характера и замечания и предложения лингвостилистического характера в виде правки по тексту проекта переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.