Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 470589-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины"
Досье на проект федерального закона
Согласно подпункту "и" пункта 13 Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 N 1724-р, при решении задачи интенсификации использования и воспроизводства лесов должны предусматриваться разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, в том числе применение целевых хозяйств, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины.
Законопроектом предлагается установить, что заготовка древесины на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим глубокую переработку древесины, может осуществляться в соответствии с особенностями заготовки древесины в целях ведения целевого лесного хозяйства, позволяющими обеспечить указанные предприятия древесным сырьем в необходимом видовом (породном) и сортиментном составе.
При этом законопроектом определяется, что ведение целевого лесного хозяйства - это формирование лесных насаждений определенных (целевых) видов (пород) и возраста, а также заготовка древесины определенного (целевого) сортиментного состава, которые осуществляются с особенностями ухода за лесами, лесовосстановления и заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Установление критериев отнесения арендаторов лесных участков к лицам, осуществляющим глубокую переработку древесины и ведение целевого лесного хозяйства, и утверждение перечня таких предприятий будут осуществляться Правительством Российской Федерации.
Введение особенностей ухода за лесами, лесовосстановления и заготовки древесины предприятиями, осуществляющими глубокую переработку древесины и ведение целевого лесного хозяйства, позволит осуществить интенсификацию использования и воспроизводства лесов и повысить эффективность ведения лесного хозяйства.
В настоящее время существуют следующие проблемы в обеспечении древесным сырьем лесоперерабатывающих предприятий в России:
- утвержденный подход к возможности заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях основан на возрастах рубок, которые не дифференцированы в зависимости от цели лесовыращивания - балансы, пиловочник и т.п. В результате, лесоперерабатывающие предприятия не имеют возможности долгосрочного планирования лесообеспечения в необходимом породном составе и сортиментной структуре, а также не заинтересованы качественно вести лесное хозяйство;
- существующие требования к воспроизводству лесов не учитывают требования рынка и потребности в древесном сырье конкретных предприятий. Преобладает принцип "заготовить и переработать тот лес, что вырос", а не принцип "вырастить такой лес, который может быть переработан в наиболее востребованную на рынке продукцию";
- утвержденные нормативы по уходу за лесами не позволяют получать лесоводственный и экономический эффект при проведении рубок ухода;
- высокие затраты на заготовку и транспортировку древесины. В настоящее время интенсивность лесопользования в районах расположения основных лесоперерабатывающих производств низкая, а съем древесины составляет лишь 0,5 - 2,0 м3/га в год (аналогичный показатель в Финляндии составляет 3,0 - 6,0 м3/га в год). Увеличить объемы заготовки древесины предприятия могут сейчас только за счет дальнейшего расширения арендованных площадей, что приводит к еще большим удельным затратам на заготовку и поставку древесины и к нецелесообразности ввода дополнительных мощностей по переработке древесины.
Отмеченные проблемы имеют своим следствием снижение рентабельности лесопереработки, что, в свою очередь, уменьшает инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса.
При реализации положений законопроекта предполагается достижение следующих результатов.
Возможность организации целевого хозяйства в первые же годы после его создания позволит для отдельного лесоперерабатывающего предприятия (пояснения по расчетам в Приложении 1):
- повысить на 20 - 50% объемы заготовки и переработки древесины без увеличения арендуемых площадей за счет перехода на принцип проведения рубок спелых насаждений по достижению определенного среднего диаметра;
- сократить на 10 - 30% затраты на заготовку и вывозку древесины, в том числе за счет уменьшения среднего расстояния транспортировки древесины и снижения затрат на строительство и содержание лесных дорог, а также за счет вовлечения в эксплуатацию вторичных малоценных лиственных насаждений;
- снизить себестоимость производства продукции глубокой переработки (для целлюлозы на 3 - 8%).
Результатом внедрения практики организации целевых хозяйств в целом по России будет (пояснения по расчетам в Приложении 1):
- увеличение объемов заготовки и переработки древесины на 15 - 20 млн. м3 в год только за счет существующих предприятий и без вовлечения в эксплуатацию дополнительных лесных участков;
- увеличение на 20 - 50% съема древесины с единицы лесопокрытой площади на лесных участках, предоставленных для организации целевых хозяйств;
- повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и конкурентоспособности отечественной продукции глубокой переработки древесины;
- увеличение налоговых (на 5-7 млрд. руб.) и неналоговых (на 1,2-1,6 млрд. руб.) платежей в бюджеты всех уровней;
- снижение необходимости вовлечения малонарушенных лесов в промышленную эксплуатацию.
Предлагаемые решения имеют высокую бюджетную эффективность, поскольку их реализация не требует дополнительных бюджетных расходов. Все расходы на создание целевых хозяйств будут нести лесопромышленные предприятия. Участие государственных органов исполнительной власти будет ограничено рассмотрением и утверждением заявок на организацию целевых лесных хозяйств, а также контролем за их эксплуатацией.
Бюджетные доходы от реализации предлагаемых решений приведены в Приложении 1.
Социальная значимость предлагаемых решений будет выражаться в создании дополнительных рабочих мест в лесном секторе экономики, поскольку создание и эксплуатация целевых лесных хозяйств позволит увеличить объемы заготовки и переработки древесины, а также объемы лесохозяйственных работ.
Дополнительным эффектом будет являться повышение заинтересованности перерабатывающих предприятий в совершенствовании технологий и технической модернизации лесозаготовительного и лесохозяйственного производств, поскольку они получают возможность выращивания и заготовки в максимальной степени именно тех пород и сортиментов, которые потребляются конкретным лесоперерабатывающим производством.
При организации и эксплуатации целевых хозяйств произойдет увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты тех субъектов РФ, на территории которых будут такие целевые хозяйства созданы. Величина данных дополнительных поступлений будет определяться характеристиками конкретных проектов целевых хозяйств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины" не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с его реализацией, не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.