Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 470589-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части интенсификации заготовки древесины предприятиями по глубокой переработке древесины"
Досье на проект федерального закона
Согласно подпункту "и" пункта 13 Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 N 1724-р, при решении задачи интенсификации использования и воспроизводства лесов должны предусматриваться разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, в том числе применение целевых хозяйств, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины.
Законопроектом предлагается установить, что заготовка древесины на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим глубокую переработку древесины, может осуществляться в соответствии с особенностями заготовки древесины в целях ведения целевого лесного хозяйства, позволяющими обеспечить указанные предприятия древесным сырьем в необходимом видовом (породном) и сортиментном составе.
При этом законопроектом определяется, что ведение целевого лесного хозяйства - это формирование лесных насаждений определенных (целевых) видов (пород) и возраста, а также заготовка древесины определенного (целевого) сортиментного состава, которые осуществляются с особенностями ухода за лесами, лесовосстановления и заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Установление критериев отнесения арендаторов лесных участков к лицам, осуществляющим глубокую переработку древесины и ведение целевого лесного хозяйства, и утверждение перечня таких предприятий будут осуществляться Правительством Российской Федерации.
Введение особенностей ухода за лесами, лесовосстановления и заготовки древесины предприятиями, осуществляющими глубокую переработку древесины и ведение целевого лесного хозяйства, позволит осуществить интенсификацию использования и воспроизводства лесов и повысить эффективность ведения лесного хозяйства.
В настоящее время существуют следующие проблемы в обеспечении древесным сырьем лесоперерабатывающих предприятий в России:
- утвержденный подход к возможности заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях основан на возрастах рубок, которые не дифференцированы в зависимости от цели лесовыращивания - балансы, пиловочник и т.п. В результате, лесоперерабатывающие предприятия не имеют возможности долгосрочного планирования лесообеспечения в необходимом породном составе и сортиментной структуре, а также не заинтересованы качественно вести лесное хозяйство;
- существующие требования к воспроизводству лесов не учитывают требования рынка и потребности в древесном сырье конкретных предприятий. Преобладает принцип "заготовить и переработать тот лес, что вырос", а не принцип "вырастить такой лес, который может быть переработан в наиболее востребованную на рынке продукцию";
- утвержденные нормативы по уходу за лесами не позволяют получать лесоводственный и экономический эффект при проведении рубок ухода;
- высокие затраты на заготовку и транспортировку древесины. В настоящее время интенсивность лесопользования в районах расположения основных лесоперерабатывающих производств низкая, а съем древесины составляет лишь 0,5 - 2,0 м3/га в год (аналогичный показатель в Финляндии составляет 3,0 - 6,0 м3/га в год). Увеличить объемы заготовки древесины предприятия могут сейчас только за счет дальнейшего расширения арендованных площадей, что приводит к еще большим удельным затратам на заготовку и поставку древесины и к нецелесообразности ввода дополнительных мощностей по переработке древесины.
Отмеченные проблемы имеют своим следствием снижение рентабельности лесопереработки, что, в свою очередь, уменьшает инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса.
При реализации положений законопроекта предполагается достижение следующих результатов.
Возможность организации целевого хозяйства в первые же годы после его создания позволит для отдельного лесоперерабатывающего предприятия (пояснения по расчетам в Приложении 1):
- повысить на 20 - 50% объемы заготовки и переработки древесины без увеличения арендуемых площадей за счет перехода на принцип проведения рубок спелых насаждений по достижению определенного среднего диаметра;
- сократить на 10 - 30% затраты на заготовку и вывозку древесины, в том числе за счет уменьшения среднего расстояния транспортировки древесины и снижения затрат на строительство и содержание лесных дорог, а также за счет вовлечения в эксплуатацию вторичных малоценных лиственных насаждений;
- снизить себестоимость производства продукции глубокой переработки (для целлюлозы на 3 - 8%).
Результатом внедрения практики организации целевых хозяйств в целом по России будет (пояснения по расчетам в Приложении 1):
- увеличение объемов заготовки и переработки древесины на 15 - 20 млн. м3 в год только за счет существующих предприятий и без вовлечения в эксплуатацию дополнительных лесных участков;
- увеличение на 20 - 50% съема древесины с единицы лесопокрытой площади на лесных участках, предоставленных для организации целевых хозяйств;
- повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и конкурентоспособности отечественной продукции глубокой переработки древесины;
- увеличение налоговых (на 5-7 млрд. руб.) и неналоговых (на 1,2-1,6 млрд. руб.) платежей в бюджеты всех уровней;
- снижение необходимости вовлечения малонарушенных лесов в промышленную эксплуатацию.
Предлагаемые решения имеют высокую бюдже
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.