Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Законопроектом предусматривается, что порядок осуществления общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами.
Законопроектом устанавливаются правовые основы организации и осуществления общественного контроля, определяются его цели и задачи, принципы, формы, а также предусматривается регулирование правового положения субъектов общественного контроля, их основных прав и обязанностей, способов осуществления ими общественного контроля, способов определения и обнародования результатов общественного контроля.
В соответствии с законопроектом субъектами общественного контроля могут быть общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры.
В соответствии с законодательством субъекты общественного контроля при его осуществлении призваны взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Законопроектом предусматривается, что общественный контроль осуществляется в форме общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Кроме того, законопроектом устанавливается порядок проведения общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, в том числе определяются права и обязанности общественного инспектора и общественного эксперта.
В целях информационного обеспечения общественного контроля предлагается закрепить обязанность субъектов общественного контроля обнародовать информацию о результатах общественного контроля, а также право граждан на открытый доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Законопроектом предусматривается, что в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и его реализация не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
5. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
6. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".
7. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
8. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
9. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
10. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
11. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
12. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
13. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
15. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".
16. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
17. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
18. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
19. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
20. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
21. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
22. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
23. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
24. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
25. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.