Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 354929-6 "О внесении изменений в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы Я.В.Зелинским.
Законопроектом предлагаются изменения в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) по вопросу нарушения требований к рекламе в период избирательных кампаний.
Представленным законопроектом предлагается установить административную ответственность за "рекламу коммерческой деятельности или иной деятельности, не связанной с выборами и референдумом, с использованием фамилии, изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов), без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а равно осуществление такой рекламы в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, либо включение коммерческой рекламы в содержание агитационных материалов".
Полагаем, что в федеральном законодательстве в полной мере закреплены ограничения на осуществление рекламы коммерческой (предпринимательской) и иной деятельности ряда лиц - кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и членами которых являются указанные лица и организации.
Правовые нормы указанных выше ограничений содержатся в пункте 4 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; в части 4 статьи 68 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 г. N 5 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"; в пункте 4 статьи 56 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"; в пункте 4 статьи 62 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В настоящее время действующая редакция статьи 5.9 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах. Таким образом, формулировка объективной стороны данных правонарушений содержит указание на нарушение общих требований к рекламе в период избирательных кампаний.
Как следует из пояснительной записки автора законопроекта, предлагаемые изменения вызваны проблемой правоприменения данной статьи Кодекса из-за сложности четкого разграничения предвыборной агитации и рекламы.
Вместе с тем, приведенные им обоснования не позволяют сделать однозначный вывод о необходимости корректировки диспозиции статьи 5.9. Кодекса в части указания на нарушение специальных требований к рекламе в период избирательных кампаний.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 20 января 2014 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.