Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 402124-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
(в части установления единого порядка взаимодействия субъектов градостроительных отношений),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 402124-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части установления единого порядка взаимодействия субъектов градостроительных отношений), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен во исполнение поручений, предусмотренных абзацами пятым и шестым подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ). Согласно данным пунктам Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими организациями, а также подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства.
Во исполнение указанных поручений законопроект предусматривает дополнение основных принципов законодательства о градостроительной деятельности новым принципом - "единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений". Также предусматривается внесение изменений в статью 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению исчерпывающего перечня (перечней) установленных законодательством о градостроительной деятельности, принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами (организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, юридическими лицами, аккредитованными на право проведения указанных видов негосударственной экспертизы) решений, а также совершаемых указанными органами и лицами действий с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. При этом должна быть указана предельно допустимая продолжительность процедур по принятию таких решений и свершению таких действий.
Вместе с тем, по существу предлагаемых изменений необходимо отметить следующее.
Законопроект, вводя новый принцип "единых требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений", не содержит каких-либо требований к порядку такого взаимодействия. Более того, не совсем понятно, что имеется в виду под взаимодействием субъектов градостроительных отношений.
Так, с одной стороны, в пояснительной записке к законопроекту указано, что реализация нового принципа законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности будет осуществляться субъектами градостроительных отношений путем совершения действий и принятия решений, уже предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В этом случае, введение нового принципа представляется избыточным, поскольку он закрепляет уже существующее правовое регулирование градостроительных отношений.
С другой стороны, согласно пояснительной записке реализация предлагаемого принципа будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, в которую будут внесены положения, устанавливающие механизм взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства, в том числе при разработке и реализации региональных программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации. В этом случае, введение нового принципа представляется нецелесообразным, поскольку такой механизм взаимодействия касается только участников региональных программ жилищного строительства, а не всех субъектов градостроительных отношений.
В части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению исчерпывающего перечня (перечней) установленных законодательством о градостроительной деятельности, принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами решений, а также совершаемых указанными органами и лицами действий с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства с указанием предельно допустимой продолжительности процедур по принятию таких решений и свершению таких действий, необходимо отметить следующее.
В представленной редакции законопроект не дает однозначного понимания, должны ли в указанный перечень включаться только решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц, предусмотренные Кодексом, либо в указанный перечень могут быть включены и иные принимаемые указанными органами и лицами решения и свершаемые ими действия с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. К законопроекту также не приложен проект соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, в связи с чем невозможно оценить его планируемое содержание. Вместе с тем, отсутствие четкого регулирования данного вопроса может привести к тому, что на подзаконном уровне будут установлены дополнительные процедуры, не предусмотренные Кодексом, что приведет к возникновению новых административных барьеров в области строительства и не может быть поддержано.
Следует отметить, что Кодексом подробно урегулированы все процедуры с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления и вышеуказанных юридических лиц:
- выдача технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- проведение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
- выдача разрешения на строительство;
- осуществление государственного строительного надзора;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом Кодексом определен круг действий, которые должны быть совершены органами государственной власти, органами местного самоуправления, вышеуказанными юридическими лицами в рамках соответствующих процедур, и максимальные сроки их выполнения, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, исчерпывающий перечень оснований для отказа указанными органами и лицами в принятии соответствующих решений или выполнении соответствующих действий. Кроме того, установлен запрет требования согласования проектной документации, заключений на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных Кодексом.
Кроме того, законопроектом предусматривается также внесение изменений в часть 1 статьи 8.1 Кодекса в части уточнения предмета контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. Так, в настоящее время, такой контроль осуществляется, в частности, за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков. Законопроектом предлагается ограничить указанный контроль только контролем за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Следует отметить, что цели территориального планирования и градостроительного зонирования не ограничиваются только определением местоположения объектов капитального строительства, а носят более широкий характер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом согласно пункту 3 статьи 1 Кодекса под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно части 1 статьи 30 Кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное, изменения в пункт 3 части 1 статьи 8.1 Кодекса в части ограничения контроля за соблюдениями органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления процедур, установленных для подготовки и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории только целями осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, не учитывают правовую природу градостроительной деятельности как деятельности по развитию территорий.
Следует также отметить, что внесение указанных изменений не предусматриваются Указом Президента Российской Федерации, на реализацию которого направлен законопроект. В пояснительной записке также отсутствует обоснование таких изменений.
На основании вышеизложенного, Комитет поддерживает проект федерального закона N 402124-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.