Заключение Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 23 января 2014 г. N 84/1
по проекту федерального закона N 349703-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
(о выплате ежемесячной денежной компенсации),
внесенному членами Совета Федерации В.А. Озеровым и В.В. Рязанским, депутатами Государственной Думы Р.Ш. Хайровым и И.И. Богуславским, В.М. Заварзиным
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона N 349703-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" для членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в размере, рассчитываемом путем деления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленной частью 13 той же статьи для военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидности вследствие военной травмы (I группа), на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Законопроектом предлагается распространить указанную ежемесячную денежную компенсацию на членов семей военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы), пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы.
В силу ярко выраженной социальной направленности законопроекта он заслуживает поддержки.
В то же время, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, дополняемая категория лиц нуждается в уточнении, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
За указанными военнослужащими сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим проживающим совместно с ними членам семей военнослужащих до признания последних в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.
При этом следует также учитывать, что используемое в ряде законодательных актов Российской Федерации понятие "пропавший без вести" (как и понятие "без вести пропавший") до сих пор не определено и его применение в законопроекте при последующей реализации предлагаемой нормы может привести к неоднородности правоприменительной практики и, как следствие, к ограничению прав одних членов семей военнослужащих по сравнению с другим, по сути относящимися к одной и той же категории.
Указанные замечания, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, не носят концептуального характера, и могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении).
Следует также учитывать, что исходя из финансово-экономического обоснования законопроекта, его целью является распространение вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации на членов семей военнослужащих, пропавших без вести только в отдельные периоды боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, и дополнительные расходы средств федерального бюджета на эти цели составят около 78 млн. рублей.
В то же время право на ежемесячную денежную компенсацию для членов семей пропавших без вести военнослужащих с периодами и событиями, при которых военнослужащие пропали без вести, содержание законопроекта никак не связывает.
Таким образом, законопроект распространяется и на членов семей военнослужащих, пропавших без вести, в том числе и в годы Второй Мировой войны (по оценке Минтруда России, количество членов семей военнослужащих, пропавших без вести только в годы Великой Отечественной войны, которые могут обратиться за выплатой ежемесячной денежной компенсации, может составить до 60 тысяч человек и дополнительные расходы средств федерального бюджета составят до 5 млрд. рублей (см. Заключение Правительства Российской Федерации от 27 июля 2013 года N 4492п-П4).
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.