Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" разработан с целью совершенствования порядка привлечения и использования иностранных работников на территории Российской Федерации.
Для этого предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новой статьей 351.3, устанавливающей особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства, и внести ряд изменений в статьи 65 и 83 ТК РФ.
Для данной категории работников предлагается определить особенности временного перевода на другую работу, установить требование наличия у иностранного работника полиса добровольного медицинского страхования на период осуществления им трудовой деятельности в Российской Федерации.
Также законопроектом с учетом особенностей правового статуса иностранных работников предлагается расширить:
- перечень документов, предъявляемых ими при заключении трудового договора;
- перечень сведений, обязательных для включения в трудовой договор с иностранным работником;
- перечень оснований для отстранения от работы (недопущения к работе) иностранного работника;
- перечень оснований прекращения трудового договора с иностранным работником.
Закрепление в ТК РФ особенностей правового регулирования труда иностранных работников представляется весьма актуальным и своевременным. Так, в разработанном Минэкономразвития России "Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" отмечается, что в указанный период будет продолжена работа по реализации мероприятий Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года. Будут разработаны дифференцированные механизмы привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой, порядок определения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда; подготовлены программы сезонной и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов и организованного привлечения иностранных работников; усовершенствован порядок привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности.
Согласно положениям статьи 251 ТК РФ особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных (ст. 252 ТК РФ). Таким образом, предложение отразить в ТК РФ особенности регулирования труда иностранных работников полностью соответствует нормам действующего законодательства.
Вместе с тем к предложенной редакции проекта федерального закона N 393946-6 имеется ряд замечаний, связанных, в основном, с необходимостью более тщательного согласования вносимых в ТК РФ изменений с другими нормами ТК РФ и других федеральных законов.
Так, законопроектом предлагается в статье 65 ТК РФ исключить обязанность для временно пребывающих иностранных граждан, заключающих трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении указанного трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Это положение необходимо привести в соответствие с нормой п. 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признающей застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. На них должно распространяться обязательное пенсионное страхование.
На практике иностранный работник может работать в одной организации по нескольким срочным трудовым договорам, заключенным последовательно. При этом срок действия каждого из них может быть меньше шести месяцев, но в общей сложности суммарный период их действия составляет не менее шести месяцев в текущем календарном году. В этом случае выплаты в пользу работника по всем этим договорам, произведенные в рамках данного расчетного периода, подлежат обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд (Письмо Минтруда России от 01.04.2013 N 17-6/3021498-528).
Также возможна ситуация, когда с работником в текущем году изначально был заключен срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате чего период действия договора может превысить шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять пенсионные взносы нужно начиная с того месяца данного расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор (Письмо Минтруда России от 27.02.2013 N 17-4/342).
Требует законодательного разрешения и ситуация, когда иностранный работник работает в общей сложности более шести месяцев в течение календарного года у разных работодателей.
Предлагаемая редакция пункта 12 части первой статьи 83 ТК РФ, касающегося такого основания для увольнения иностранного работника как приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с ограничениями привлечения и использования иностранных работников, установленными Правительством РФ, нуждается в согласовании с новой редакцией п. 3 статьи 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 390-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Данным Федеральным законом введены ограничения численности иностранных работников в части так называемого "ключевого персонала": общая численность таких иностранных работников в представительстве иностранной коммерческой организации в Российской Федерации не может превышать пяти человек, а в банковской сфере - двух человек в пределах численности работников представительств иностранной коммерческой организации, согласованной при аккредитации. В данном случае речь идет о трудовой деятельности иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории России филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО.
Часть вторая проектируемой статьи 351.3, допускающая временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года, требует согласования как с ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ, так и с п. 4.2 статьи 13 и п. 5 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.
Часть пятую проектируемой статьи 351.3 необходимо согласовать с частью третьей статьи 66 ТК РФ относительно документов, предоставляемых иностранным гражданином или лицом без гражданства при осуществлении трудовой деятельности на основании патента.
В части девятой новой статьи 351.3 необходимо уточнить дату прекращения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Требуют дополнительных пояснений, обоснования и обсуждения такие предлагаемые законопроектом основания прекращения трудового договора с иностранным работником как "невозможность предоставления прежней работы работнику по окончании срока временного перевода_" и "невозможность временного перевода работника в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, ввиду истечения срока временного перевода_".
Нуждается в уточнении норма проектируемой статьи о возможности заключать с иностранными работниками и лицами без гражданства трудовой договор на неопределенный срок, поскольку, по общему правилу, как пребывание указанных граждан на территории Российской Федерации, так и действие выдаваемых им разрешений на работу и патентов ограничены определенным сроком.
Используемая в проектируемой статье 351.3 терминология должна быть согласована с терминологией, применяемой в Федеральном законе N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Анализируя содержание проектируемой статьи 351.3, нельзя не отметить, что ее принятие может вызвать определенные трудности в правоприменительной практике, так как в одной статье объединены положения, относящиеся к разным институтам трудового права. В связи с этим представляется целесообразным разбить проектируемую статью на ряд самостоятельных статей, тем самым дополнив ТК РФ новой главой "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в ТК РФ уже введена статья 351.3.
Все высказанные замечания могут быть устранены при подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 23 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 40 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 15 субъектов РФ получен положительный отзыв, отрицательные отзывы отсутствуют.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту отмечает, что дополнение ТК РФ новой статьей 351.3, направленной на особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, нуждается в дополнительном обсуждении. Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, в своем заключении комитета-соисполнителя сообщает о необходимости принятия ряда подзаконных актов для реализации на практике положений законопроекта N 393946-6.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 393946-6.
Счетная палата Российской Федерации в целом поддерживает концепцию законопроекта, высказывая при этом ряд замечаний, требующих согласования законопроекта с действующим миграционным законодательством. Также отмечается, что законопроект не предусматривает выплаты компенсации иностранным работникам в случае прекращения трудового договора в связи с аннулированием, приостановлением действия, окончанием срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также не регулирует вопросы оплаты труда в случае отстранения работника от работы по не зависящим от него основаниям (без его вины).
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддерживают рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.