Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Дополнение Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новой статьей 351.3, направленной на особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, нуждается в дополнительном обсуждении. Согласно нормам Кодекса (см., например, статьи 3, 11, 63 Кодекса) особенности регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрены законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Кроме того, применяемая в законопроекте терминология (патент, вид на жительство, высококвалифицированный специалист, разрешение на работу и другие) является специальной и применяется в рамках Федерального закона, а в Кодексе и тексте законопроекта не раскрывается.
Во избежание возникновения противоречий и возможного дублирования в Кодексе норм Федерального закона, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о включении части положений законопроекта (в частности, положений новой статьи 351.3) в Федеральный закон.
Также обращаем внимание, что Федеральным закон от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Кодекс уже введена статья 351.3.
Установление в новой статье 351.3 Кодекса возможности заключать с иностранными работниками и лицами без гражданства трудовой договор на неопределенный срок нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку сроком ограничено пребывание указанных граждан на территории Российской Федерации и действие выдаваемого им разрешения на работу.
Часть третью новой статьи 351.3 Кодекса, в соответствии с которой "временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, может осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, на основании полученного им разрешения на работу", необходимо согласовать с пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона, которым определено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу, а работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
В отношении документов, предоставляемых иностранным гражданином или лицом без гражданства, при осуществлении трудовой деятельности на основании патента (часть пятая новой статьи 351.3 Кодекса), необходимо согласовать с частью третьей статьи 66 Кодекса.
Нуждается в уточнении, будет ли иностранному гражданину или лицу без гражданства начисляться заработная плата на период их отстранения от работы (не допуска к работе) в случае, определенном в абзаце втором части седьмой новой статьи 351.3 Кодекса.
В части девятой новой статьи 351.3 Кодекса нуждается в уточнении дата прекращения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, будет ли это дата наступления обстоятельств, предусмотренных абзацами восьмым - одиннадцатым части восьмой рассматриваемой статьи, или же это будет дата, наступившая после месячного срока, который дается на устранение вышеуказанных обстоятельств.
К тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера, переданные в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.