Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 403685-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(утв. решением Комитета от 22 января 2014 г. N 70/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 403685-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, Р.В. Кармазиной, И.И. Гильмутдиновым, В.В. Ивановым, М.Х. Юсуповым, А.Н. Пономаревым, А.Н. Хайруллиным, П.М. Федяевым, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон) изменения, снижающие количественные показатели, характеризующие утрату (гибель) урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, уточняющие сроки утверждения и доведения до сведения всех заинтересованных лиц плана сельскохозяйственного страхования, изменяющие порядок проведения экспертизы по договору сельскохозяйственного страхования.
Также законопроектом предлагается уточнить статус объединения страховщиков, предусмотрев, что такое объединение должно быть единственным в данной области и объединять всех страховщиков, осуществляющих сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. В настоящее время существует два таких объединения и нет законодательных ограничений на увеличение их числа. Вместе с тем одной из основных функций объединения страховщиков является формирование фонда компенсационных выплат и осуществление компенсационных выплат в случае банкротства страховщика в соответствии с учредительными документами объединения страховщиков и требованиями Федерального закона. В связи с высокой вероятностью катострофических рисков в сельском хозяйстве формирование нескольких компенсационных фондов в рамках нескольких объединений страховщиков в меньшей степени позволяет достичь заявленные Федеральным законом цели, не способствует финансовой устойчивости системы сельскохозяйственного страхования и должному уровню страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, создание единого объединения страховщиков будет способствовать большей прозрачности при осуществлении им своей деятельности и принятии решений, позволит выработать единые правила страхования и принципы урегулирования страховых случаев. В этой связи Комитет поддерживает концепцию законопроекта в части создания единого объединения страховщиков, однако отмечает, что для последовательной реализации предлагаемых изменений потребуется разработка переходных положений, уточняющих порядок формирования такого объединения, судьбу существующих объединений страховщиков и регламентирующих действия страховщиков до создания единого объединения.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 5 Федерального закона, возложив обязанность по привлечению независимого эксперта и оплате его услуг на страхователя. В настоящее время проведение экспертизы в случае наличия разногласий является обязанностью страховщика, что не препятствует страхователю при несогласии с результатами экспертизы заказать и оплатить повторную экспертизу. Комитет считает, что новая редакция пункта 1 статьи 5 ухудшает положение страхователя и предлагает еще раз обсудить целесообразность вносимого изменения.
Нуждается в дополнительном обосновании необходимость изменения перечня страховых рисков, содержащихся в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона (пункт 5 статьи 1 проекта). В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона многолетние насаждения относятся к сельскохозяйственным культурам, в связи с чем риск утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур включает в себя и риск утраты (гибели) урожая многолетних насаждений. Также нуждается в уточнении установленный статьей 2 законопроекта срок вступления проектируемых норм в силу.
Комитет считает, что высказанные и другие имеющиеся по проекту замечания могут быть учтены при его доработке ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 403685-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Бурыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.