Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству
по проекту федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников" (далее - законопроект) направлен на приведение терминологии, используемой в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) в соответствие с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
Изменения связаны с тем, что согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы, утверждаемой в установленном порядке, а бюджетных и автономных учреждений - путем предоставления им субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания.
Также в законопроекте учтены положения, предусматривающие участие государственных (муниципальных) органов государственной власти в качестве стороны соглашения в том случае, если соглашением предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств соответствующих бюджетов.
В этой связи Комитет поддерживает принятие данных законодательных предложений, однако считает необходимым заметить, что согласно положениям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" применяется термин "образовательная организация", а в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" введен термин "медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения". По мнению комитета следовало бы согласовать с указанными требованиями федеральных законов применяемую в подпункте "б" пункта 11 статьи 1 законопроекта терминологию.
Законопроектом положения статей ТК РФ приводятся в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Законопроект разграничивает установление гарантий и компенсаций в отношении работников, замещающих в федеральных государственных органах должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы; работников, замещающих в государственных органах субъектов Российской Федерации должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; работников, замещающих в органах местного самоуправления должности, не являющиеся должностями муниципальной службы; работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений.
В частности, речь идет о гарантиях, относящихся к порядку и размеру возмещения расходов, связанных со служебными командировками, а также порядком их возмещения.
Указанные положения не противоречат вышеназванным федеральным законам и не вызывают возражений правового характера.
Однако следует обратить внимание на то, что с принятием вносимых изменений потребуется скорректировать положения Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 года N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" в части установления размеров возмещения расходов при служебных командировках работникам федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений, а не работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Отдельного внимания заслуживают положения законопроекта, предусматривающие внесение изменений в статью 302 ТК РФ "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом", а также в положения ТК РФ об особенностях регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: в статью 316 "Районный коэффициент к заработной плате", статью 323 "Гарантии медицинского обслуживания", статью 326 "Компенсация расходов, связанным с переездом".
Порядок предоставления указанных гарантий не был урегулирован положениями Федерального закона от N 79-ФЗ и Федерального закона N 25-ФЗ, что вызывало сложности в правоприменении. Предлагаемые изменения позволяют распространить указанные гарантии и компенсации на всех работников федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений, работников государственных органов субъектов Российской Федерации и работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
На основании вышеизложенного Комитет по федеративному устройству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 393979-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников" и рекомендует Государственной Думе его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.