Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенный депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Н.В. Левичевым, Д.В. Ушаковым, А.Д. Крутовым, Н.Р. Петуховой, а также А.В. Беляковым, в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает.
Законопроектом предлагается увеличить период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора лет до двух лет, а также учитывать период ухода за каждым ребенком до достижения им двух лет при назначении трудовой пенсии одному из родителей, увеличив с трех до четырех лет максимальный "нестраховой" период по уходу за детьми, который засчитывается в страховой стаж.
Законопроект был внесен в 2009 году, и, по мнению авторов, способствовал бы частичному разрешению тяжелой демографической ситуации в Российской Федерации.
Авторами законопроекта расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до двух лет оценивались в 2009 году в 17,4 млрд. рублей гражданам, подлежащим обязательному страхованию, и в 12,9 млрд. рублей гражданам, не подлежащим обязательному страхованию. Суммарные расходы составил бы 30,3 млрд. рублей. Эти дополнительные расходы Фонда социального страхования предлагалось осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Следует отметить, что реализация положений законопроекта повлекла бы также увеличение средств федерального бюджета, которые должны передаваться бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части пенсии трудовой пенсии (в связи с увеличением "нестрахового" периода по уходу за ребенком, который засчитывается в страховой стаж). Однако расчеты увеличения указанных расходов в финансово-экономическом обосновании не представлены, и сумма увеличения расходов федерального бюджета не определена.
Комитет отмечает, что законопроект утратил свою актуальность. Так статья 2 законопроекта вносит изменение в подпункт 8 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", но пункт 2 указанной статьи подпункт 8 не содержит.
Статья 4 не учитывает изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 5 законопроекта вносятся изменения в недействующую редакцию Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". А статья 7 законопроекта предусматривает внесение изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации, которая утратила силу в июле 2009 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Статьи 8 и 9 законопроекта вносит изменения в законы о федеральном бюджете на 2009 год и бюджете Фонда обязательного социального страхования на 2009 год, срок действия которых истек 31 декабря 2009 года.
Кроме того, по мнению Правового управления Государственной Думы, предлагаемое (статьи 1 - 3 проекта) увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до двух лет можно рассматривать как снижение объема гарантий, установленных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Комитет отмечает, что многие вопросы, поставленные в законопроекте, уже решены внесением изменений в законодательство по вопросам поддержки семей с детьми. Так, максимальный "нестраховой" период по уходу за детьми, который засчитывается в страховой стаж, увеличен до четырех с половиной лет в общей сложности, выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком при рождении третьих и последующих детей производится до достижения ими возраста трех лет.
В настоящее время в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" наиболее важными мерами поддержки семей с детьми являются предоставление материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, ежемесячная денежная выплата при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет, предоставления земельных участков для строительства жилья многодетным семьям.
Уже в 65 регионах принято решение о предоставлении ежемесячных денежных выплат при рождении третьего ребенка по достижении им трех лет, в регионах, в которых складывается неблагоприятная экономическая ситуация, реализовать эти решения помогает федеральный бюджет.
Начиная с 2013 года осуществляется софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
Увязка мероприятий поддержки семей с детьми с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для улучшения демографической ситуации. Дополнительные меры по улучшению демографической политики привели к тому, что число третьих и последующих рождений в российских семьях увеличилось более чем на 10 процентов.
Мероприятия по поддержке семей при рождении детей позволят обеспечить рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,643 в 2013 году до 1,753 в 2018 году.
Развитие системы дошкольных учреждений позволяет женщинам, имеющим детей, вернуться на рынок труда. С целью решения проблемы доступности дошкольного образования в 2013 году в федеральном бюджете бюджетам субъектов РФ было предусмотрено предоставление субсидий на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в объеме 50,0 млрд. рублей, а также 1,0 млрд. рублей в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Кроме того, были предусмотрены бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели в сумме до 8,0 млрд. рублей.
В федеральном бюджете на 2014 год дополнительно выделены 10 млрд. рублей на модернизацию региональных систем дошкольного образования в субъектах, и остатки средств, не использованные субъектами в 2013 году, в январе 2014 года возвращены им.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до трех лет, расширена возможность для повышения квалификации или переобучения. Число женщин, проходящих бесплатную переподготовку, должно увеличиться в 3 раза.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.