Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой и Н.В. Левичевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом (статьи 1 - 3) предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым предлагается увеличить продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до двух лет. Предлагается также (статьи 4 - 6 проекта) увеличить как с трех до четырех лет общую продолжительность зачета в страховой стаж для установления трудовой пенсии периодов ухода за детьми, так и увеличить с полутора до двух лет продолжительность периода ухода за каждым ребенком, засчитываемого в этот стаж.
Реализация предлагаемых изменений повлечет расходы средств федерального бюджета, которые выделяются Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также расходы средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату страхового обеспечения в более продолжительные сроки, чем установлено действующим законодательством. В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (статьи 8 и 9). Вместе тем обращаем внимание, что в указанные федеральные законы уже внесены изменения, касающиеся как цифровых показателей, так и признания утратившими силу положений данных федеральных законов в части, относящейся к плановому периоду (см. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", принятые 15 апреля 2009 года Государственной Думой и одобренные 22 апреля 2009 года Советом Федерации).
Положения статьи 8 законопроекта требуют согласования с пунктом 2 статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10 процентов при условии, что Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.
Принимая во внимание увеличение расходов федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, которое повлечет реализация законопроекта, а также вступление будущего федерального закона в силу в текущем финансовом году с приданием его действию обратной силы с 1 января 2009 года (статья 10 проекта), необходимо учесть положение пункта 2 статьи 83 БК РФ, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Статья 10 законопроекта во взаимосвязи со статьей 7 законопроекта, предусматривающей внесение изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая касается порядка исчисления, а также сроков уплаты единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, нуждается в согласовании с положением пункта 1 статьи 5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Предлагаемое (статьи 1 - 3 проекта) увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до двух лет нуждается в дополнительном обсуждении. Согласно пункту 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. Данная гарантия, предусматривающая и более длительную продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным гражданам по сравнению с другими гражданами (продолжительность увеличена в два раза), является мерой, направленной на возмещение вреда и социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Таким образом, предложенное осуществление выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, по нашему мнению, можно рассматривать как снижение объема гарантий, установленных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обращаем внимание, что статья 6 законопроекта вносит изменения не в базовый Федеральный закон "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан", а в изменяющий его Федеральный закон, что согласно пункту 57 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов является недопустимым.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.