Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136223-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу увеличения продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком", внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, Н.В. Левичевым, Д.В. Ушаковым, А.Д. Крутовым, Н.Р. Петуховой, а также А.В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предусматривается увеличение продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до двух лет. Кроме того, предлагается увеличить общую продолжительность зачета в страховой стаж для установления трудовой пенсии периодов ухода за детьми с трех до четырех лет, и увеличить период ухода за каждым ребенком, засчитываемого в этот стаж, с полутора до двух лет.
Поскольку реализация предлагаемых изменений повлечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, законопроект следует согласовать с положением пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующим условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств или увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств.
Обращаем внимание, что статьей 2 законопроекта вносится изменение в подпункт 8 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Вместе с тем, пункт 2 указанной статьи подпункт 8 не содержит.
Статья 3 законопроекта не учитывает изменений, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", в частности, изменение наименования данного закона.
Проектируемое статьей 4 законопроекта изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует рассматривать с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 427-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан".
Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", куда статьей 5 законопроекта предполагается внести изменение, не содержит слов "полутора лет".
Статья 6 законопроекта вносит изменения не в базовый Федеральный закон, а в изменяющий Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий", что согласно пункту 57 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов является недопустимым.
Обращаем внимание, что статья 7 законопроекта предусматривает внесение изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, указанная статья утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Положения статьи 8 законопроекта, предусматривающие внесение изменений в Федеральный закон от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", не согласуется с пунктом 2 статьи 212 БК РФ, согласно которому субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.
В связи с вышеизложенным, и учитывая текущую календарную дату, положение статьи 10 законопроекта, предусматривающее вступление в силу предполагаемых изменений с 1 января 2009 года, подлежит уточнению.
Предлагаемое (статьи 1 - 3 проекта) увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до двух лет нуждается в дополнительном обсуждении. Согласно пункту 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. Данная гарантия, предусматривающая и более длительную продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным гражданам по сравнению с другими гражданами (продолжительность увеличена в два раза), является мерой, направленной на возмещение вреда и социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Таким образом, предложенное осуществление выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет, по нашему мнению, можно рассматривать как снижение объема гарантий, установленных для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.