Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 167057-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огородных и дачных земельных участков", внесенным депутатами Государственной Думы А.М. Бабаковым, М.Е. Старшиновым (далее - законопроект), предлагается изменить понятия "садовый земельный участок", "огородный земельный участок", "дачный земельный участок", в связи с чем соответствующие изменения вносятся также в Земельный Кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В пояснительной записке указано, что законопроект разработан с целью реализации положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П (далее - Постановление КС РФ), однако законопроект не решает проблемы, обозначенные в Постановлении КС РФ.
К тексту законопроекта имеется ряд существенных замечаний, в том числе не устранены в представленном законопроекте уже отмеченные Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству замечания.
Не совсем удачным видится использование в законопроекте терминов, таких как "индивидуальный жилой дом" и "строения, не предназначенные для постоянного проживания граждан". Действующее законодательство не содержит определения понятия "индивидуальный жилой дом", хотя названный термин и используется в подзаконных правовых актах. Словосочетание "строения, не предназначенные для постоянного проживания граждан", вводимое законопроектом в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не имеет однозначного толкования. Кроме того, в Постановлении КС РФ речь идет о "пригодных для постоянного проживания строениях", а используемое в законопроекте понятие "строения, не предназначенные для постоянного проживания", говорит лишь о том, что такие объекты предназначены для временного пребывания граждан, что в свою очередь не исключает того, что названные строения могут быть пригодны и для постоянного проживания.
Законопроектом уточняется, на землях каких категорий могут находиться "садовый земельный участок", "дачный земельный участок" и "огородный земельный участок", определяются цели использования таких участков. При этом, не обосновывается в пояснительной записке по каким причинам цель "отдых" исключена из определения понятия "садовый земельный участок".
Законопроектом предусматривается, что "параметры строительства, реконструкции и капитального ремонта индивидуального жилого дома, строений, не предназначенных для постоянного проживания граждан, строений и сооружений хозяйственного назначения (хозяйственных построек) определяются видами разрешенного использования земельного участка". Представляется, что право возведения зданий с возможностью или невозможностью постоянного в них проживания, иных объектов капитального строительства или строений временного использования должно зависеть, в первую очередь, от целевого назначения земель (пункт 1 статьи 263, пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не от видов разрешенного использования - для ведения садоводства (допускается строительство "индивидуального жилого дома") или для дачного хозяйства (допускается строительство "строений, не предназначенных для постоянного проживания граждан"). При этом, законопроектом устанавливается правило о том, что дачный земельный участок предоставляется только из земель населенных пунктов, в связи с чем непонятно, почему на землях такой категории невозможно строительство индивидуального жилого дома. А поскольку из понятия "садовый земельный участок" исключается цель его использования "отдых", он может использоваться только в целях выращивания сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, то совсем неясно почему именно только на таком участке возможно строительство индивидуального жилого дома.
Следует отметить, что в настоящее время многочисленны случаи предоставления "дачных участков" из земель сельскохозяйственного назначения. И с учетом предполагаемого законопроектом сохранения разрешенного использования земельных участков, предоставленных в установленном порядке до 1 января 2010 года (т.е. без перевода таких участков из состава земель одной категории в другую) и исключением из Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правила о том, что названный закон не распространяется на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, получается, что на большинство "дачных участков" распространится действие указанного федерального закона. Это означает, в том числе, что при продаже такого участка субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование будут иметь преимущественное право покупки таких участков. Что неоправданно усложнит гражданско-правовой оборот "дачных участков" и увеличит количество поступающих документов в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Законопроектом вводится новое понятие "планирование использования земельных участков", следует отметить, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации используется понятие "территориальное планирование".
Учитывая вышеизложенное, а также неустранение ранее названых замечаний по законопроекту, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 167057-5 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения правового режима использования садовых, огородных и дачных земельных участков", внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Бабаковым, М.Е. Старшиновым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.