Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 167057-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в части уточнения понятий садового, огородного и дачного земельных участков) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Бабаковым, М.Е. Старшиновым в новой редакции, и сообщает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон) в части уточнения понятий садового, огородного и дачного земельных участков в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 7-П (далее- Постановление суда), в соответствии с которым абзац второй статьи 1 Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Законопроектом также предлагается внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ), регулирующих земельные и градостроительные правоотношения, возникающие при использовании садовых, огородных и дачных земельных участков.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на исключение из сферы регулирования Федерального закона вопросов регистрации граждан Российской Федерации, а также уточнение понятий "садовый земельный участок", "дачный земельный участок" и "огородный земельный участок" в части их целевого назначения, разрешенного использования и возможности застройки.
Вместе с тем, предлагаемая законопроектом редакция статьи 1 Федерального закона не ограничивается мерами, необходимых для исполнения Постановления суда. Предлагаемые изменения в Федеральный закон могут повлечь ненадлежащее толкование правового режима садовых, огородных и дачных участков в правоприменительной практике. Об этом свидетельствует следующее.
Законопроектом используются термины "дачное строительство" и "индивидуальный жилой дом", определение к которым действующее законодательство Российской Федерации не содержит.
Кроме того, необходимо отметить, что внесение изменений в Федеральный закон, допускающих индивидуальное жилищное строительство на садовых и дачных земельных участках требует корреспондирующих изменений порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целесообразность введения в Федеральный закон понятия "планирование использования земельных участков" при наличие в ГсК РФ понятия "территориальное планирование" нуждается в дополнительном обсуждении.
Предлагаемое законопроектом дополнение пункта 11 статьи 85 ЗК РФ о возможности включения в состав территориальной зоны сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта земельных участков, предназначенных для ведения огородничества, необходимо согласовать с частью 10 статьи 38 ГсК РФ, которой такое включение не предусмотрено.
Таким образом, законопроект в новой редакции также не решает в полной мере указанных в пояснительной записке проблем и не дает надлежащего понимания правового режима садовых, огородных и дачных участков.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рекомендует авторам законопроекта доработать законопроект в соответствии с настоящим заключением и отзывом Правительства Российской Федерации от 21.04.2010 N 1795п-П11 и внести измененную редакцию законопроекта в Государственную Думу в установленном порядке.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.