Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального конституционного закона N 475944-6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя",
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел внесенный проект федерального конституционного закона.
Проект федерального конституционного закона внесен Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 65, пунктами "б" и "к" статьи 71, а также пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанного в г. Москве 18 марта 2014 года, с обращением к Государственной Думе рассмотреть указанный проект федерального конституционного закона в первоочередном порядке.
Статьей 1 внесенного проекта федерального конституционного закона провозглашается принятие Республики Крым в Российскую Федерацию и устанавливаются правовые основания для принятия такого решения, которыми являются:
1) результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации;
2) Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов;
3) предложения Республики Крым и города с особым статусом Севастополя о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, включая город с особым статусом Севастополь;
4) правовые нормы, содержащиеся во внесенном проекте федерального конституционного закона.
Согласно проектируемой статье 2 со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым, имеющая статус республики, и город федерального значения Севастополь со статусом города федерального значения, которые подлежат включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Государственными языками Республики Крым признаются русский, украинский и крымско-татарский языки.
Статьей 3 законопроекта определены пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, которые соответствуют границам территории Республики Крым и территории города федерального значения, существовавшим на день их принятия в состав Российской Федерации.
При этом граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, становится Государственной границей Российской Федерации.
Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей будет осуществлено на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.
Вопросы признания российского гражданства регулируются статьей 4 законопроекта, согласно которой со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Пунктом 3 проектируемой статьи 4 устанавливается переходный период, составляющий один месяц, для введения в действие ограничений на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Статьей 5 законопроекта регулируются вопросы воинской обязанности и воинской службы на территории вновь образованных субъектов Российской Федерации, среди которых создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных комиссариатов, а также определение их структуры, состава и штатной численности с учетом их административно-территориального деления. При этом военнослужащие органов военного управления и воинских формирований Республики Крым имеют преимущественное право на поступление на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при наличии у них гражданства Российской Федерации и при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Устанавливается, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, проходят военную службу в органах военного управления, объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, дислоцирующихся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до 2016 года включительно.
Статьей 7 законопроекта предусматривается формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, выборы в которые будут проведены во второе воскресенье сентября 2015 года. До избрания их полномочия осуществляют соответственно Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя.
Законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Крым принимает Конституцию Республики Крым, которая не может противоречить Конституции Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти города федерального значения Севастополя принимает Устав города федерального значения Севастополя, который не может противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с названными конституцией и уставом соответственно формируются органы исполнительной власти Республики Крым и органы исполнительной власти города федерального значения Севастополя.
Согласно внесенному проекту федерального конституционного закона устанавливается переходный период до 1 января 2015 года, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 законопроекта).
В течение переходного периода происходит создание прокуратуры, судов Российской Федерации, осуществление правосудия от имени Российской Федерации, регулируется применение процессуального законодательства Российской Федерации, осуществляется функционирование государственных и местных учреждений, предприятий и организаций на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 11 проекта федерального конституционного закона провозглашаются гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самого документа или существа отношения (статья 12 законопроекта).
Законопроектом регулируется применение на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства о налогах и сборах, организация денежного обращения и банковской деятельности, другие вопросы финансового обеспечения. Денежной единицей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя является российский рубль (статья 16 законопроекта).
Гарантируется местное самоуправление (статья 19 законопроекта), регулируются вопросы создания нотариата и адвокатуры (статьи 20, 21 законопроекта).
На законопроект имеется заключение Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет отмечает, что внесенный проект федерального конституционного закона соответствует Конституции Российской Федерации, внесен с соблюдением требований Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает целесообразным рекомендовать Государственной Думы одобрить его в первом чтении и в целом.
Утверждено на заседании Комитета 19 марта 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.