Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475271-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", направленных на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов и процедуры администрирования страховых взносов.
В целях устранения неоднозначного толкования норм Федерального закона N 167-ФЗ о признании застрахованными лицами иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, в случаях когда они заключили срочный трудовой договор продолжительностью шесть месяцев и более, но срок которого приходится на два календарных года, при этом в каждом из этих периодов он составляет в общей сложности менее 6 месяцев, предлагается уточнить, что упомянутые лица признаются застрахованными при условии заключения срочного трудового договора на срок не менее шести месяцев и (или) заключения срочных трудовых договоров продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Законопроектом предусматривается уточнить нормы Федерального закона N 212-ФЗ, установив ограничение на освобождение от обложения страховыми взносами сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении на период трудоустройства, а также компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации.
Одновременно с целью установления единого подхода к определению сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в государственные внебюджетные фонды, а также их отражению в отчетности плательщиков страховых взносов аналогично отражению сумм расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования законопроектом предлагается установить норму об уплате страховых взносов в рублях и копейках.
Законопроектом предлагается наделить органы контроля за уплатой страховых взносов полномочиями по утверждению расчетов по начисленным и уплаченным страховых взносам и документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, аналогично действующему порядку по утверждению форм налоговой отчетности.
Законопроектом предусматривается снижение минимального количества работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в форме электронных документов с 50 до 25 человек.
Данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время количество плательщиков страховых взносов со среднесписочной численностью работников от 25 до 50 человек, представивших расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, составляет 90,9% от числа плательщиков вышеуказанной численностью работников, то есть вышеупомянутое снижение нормы минимальной численности работников организации, при которой возникает обязанность плательщика представлять отчетность в органы контроля за уплатой страховых взносов, соответствует реальным возможностям указанных плательщиков и не вызовет у них дополнительной финансовой нагрузки.
Также законопроектом уточняется срок уплаты страховых взносов физическими лицами, прекратившими деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, периодом в 15 календарных дней со дня подачи такими лицами окончательного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Законопроектом предусматривается возможность продления сроков выездной проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев, и вводится понятие, основания и порядок проведения повторной проверки плательщика страховых взносов по аналогии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с необходимостью установления механизма реализации права плательщика страховых взносов на получение отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов законопроектом предлагается предусмотреть общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки), по уплате страховых взносов, пеней, штрафов и прекращения действия такой отсрочки (рассрочки), обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки), а также определить органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Кроме того, законопроект направлен на установление обязанности банков предоставлять органам контроля за уплатой страховых взносов по мотивированным запросам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей.
Указанные сведения необходимы органу контроля за уплатой страховых взносов для повышения эффективности проведения в отношении плательщиков страховых взносов контрольных мероприятий (камеральных и выездных проверок), а также взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в бесспорном порядке за счет денежных средств плательщиков страховых взносов в банках.
Законопроектом также предусмотрена ответственность банка за непредставление справок (выписок) по указанным операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.