Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 232501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 апреля 2013 года (протокол N 86, пункт 141) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 232501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма охраны зеленых насаждений), внесенный Самарской Губернской Думой.
Законопроект направлен на уточнение состава и правового режима территорий в составе зеленого фонда городских и сельских поселений в целях совершенствования охраны зеленых насаждений. Так, в градостроительное и земельное законодательство вводится понятие "озелененная зона территорий общего пользования" и устанавливается ее правовой режим. Предлагается отнести земельные участки, входящие в состав зеленого фонда городских и сельских поселений, к ограниченным в обороте.
По мнению Комитета, общая направленность законопроекта заслуживает поддержки. Защита и воспроизводство зеленых насаждений имеет заметное значение для обеспечения нормальной экологической обстановки, особенно в городской черте, что, в свою очередь, служит реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 42) права каждого на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем Комитет считает необходимым отметить следующее.
Целью законопроекта является конкретизация и исчерпывающее описание состава зеленого фонда. При этом зелёный фонд городских и сельских поселений определяется в законопроекте как совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зелёных зонах, лесопарковых зонах, городских лесах, озеленённых зонах территорий общего пользования в границах этих поселений. Использование слов "в том числе" в данной конструкции означает, что кроме перечисленных в тексте видов территорий к зеленому фонду могут относиться также некие иные территории, на которых расположены лесные и иные насаждения. Полагаем, что необходимо сформулировать закрытый перечень видов территорий в составе зеленого фонда.
Также обращаем внимание, что практика выявила проблему установления административной ответственности за нарушение правил охраны зеленых насаждений законами субъектов Российской Федерации (включая стоянку автотранспортных средств на газонах и т.п.). Контрольные и судебные органы полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне, т.е. превышает свои полномочия, установленные статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2011 года N 64-Г11-36). В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за субъектами Российской Федерации права устанавливать административную ответственность за нарушения правил охраны зеленых насаждений, которые не образуют состава иных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным в части вопросов своего ведения Комитет считает возможным поддержать указанный законопроект с учетом изложенных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.