Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 232501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма охраны зеленых насаждений), внесенный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 232501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма охраны зеленых насаждений) (далее - законопроект), внесенный Самарской Губернской Думой (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области охраны зеленых насаждений, расположенных в городских и сельских поселениях.
Не оспаривая предложения автора о необходимости совершенствования указанных отношений, в то же время считаем, что законопроект не решает поставленной задачи.
Законопроект содержит внутренние противоречия в части определения понятий "зеленого фонда городских и сельских поселений", "озелененные зоны территорий общего пользования".
Так, изменения вносимые в Земельный кодекс Российской Федерации определяют, что в состав зеленого фонда городских и сельских поселений входят земельные участки, в то время как в соответствии с другими положениями законопроекта в состав зеленого фонда городских и сельских поселений включаются не земельные участки, а определенные территории, на которых расположены зеленые, лесные и иные насаждения.
Проектируемая норма, касающаяся установления понятия "озелененные зоны территорий общего пользования" в Градостроительном кодексе Российской Федерации противоречит действующему законодательству. В соответствии с действующим приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" выделяются три основных категории озелененных территорий, такие как озелененные территории общего пользования, озелененные территории ограниченного пользования, озелененные территории специального назначения. Каждая из указанных территорий имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту, режимам пользования и способам хозяйствования.
Более того, положения законопроекта требуют гармонизации также с лесным, жилищным и иным законодательством.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
Кроме того, учитывая особую экологическую ценность в качестве рекреационной территории, обеспечивающей отдых населения, способствующей снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, шумового воздействия земельные участки, занятые лесными и иными зелеными насаждениями, по нашему мнению, должны находится в государственной или муниципальной собственности и доступны для общего пользования граждан. Данный фактор необходимо учитывать при зонировании территорий городских и сельских поселений.
Также, концепция законопроекта не учитывает особенностей использования земельных участков в составе рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий, на которых также могут располагаться лесные и иные насаждения и не относится к территориям общего пользования.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие проекта федерального закона N 232501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма охраны зеленых насаждений), внесенного Самарской Губернской Думой и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.