Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - законопроект) определяет особенности правового положения, правовые основы создания и деятельности национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр).
Центр создается в форме федерального государственного бюджетного учреждения. В состав Центра предполагается включить ведущие научно-исследовательские институты (государственные научных центры) авиационной промышленности Российской Федерации, которые специализируются на проведении исследований по базовым направлениям авиационной науки: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского", ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина", ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова", ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем", ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем". В дальнейшем с целью повышения управляемости и оптимизации финансирования предполагается преобразование указанных унитарных предприятий в федеральные автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых будет осуществлять ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского".
Законопроектом определены цели деятельности, функции и полномочия Центра.
Основные цели деятельности Центра: организация и проведение научно-исследовательских работ, создание новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренное внедрение в производство научных разработок, расширение научно-технологического взаимодействия организаций авиационной промышленности и организаций других отраслей по созданию и использованию инноваций для повышения конкурентоспособности продукции.
Для достижения поставленных целей Центр будет осуществлять следующие основные функции:
1) проведение научно-исследовательских работ, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий в области авиастроения;
2) подготовка предложений по координации научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности организаций в интересах реализации крупных инновационных проектов в области авиастроения;
3) содействие развитию научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры авиационной промышленности;
4) участие в подготовке научных кадров по направлениям развития в области авиастроения;
5) оценка уровня исследований и разработок в области авиастроения, уровня технологического развития авиационной промышленности, эффективности научной деятельности;
6) прогнозирование научно-технологического развития Российской Федерации в области авиастроения;
7) участие в формировании государственной научно-технической политики развития авиационной промышленности;
8) участие в реализации проектов международного научно-технического сотрудничества в области авиастроения;
9) использование полученных научно-технических результатов в интересах развития других секторов экономики Российской Федерации.
Перечень приоритетных научно-технологических направлений деятельности Центра определяется в составе плана деятельности Центра по развитию науки технологий в авиастроении.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Центр утверждает уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются Центром. Центр вправе подготавливать предложения о создании автономного учреждения путем его учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться Центром.
Центр разрабатывает проект плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении, в котором определены целевые показатели, основные направления и задачи развития науки и технологий в авиастроении.
Законопроектом определены полномочия Правительства Российской Федерации как учредителя Центра.
Органами управления Центра являются наблюдательный совет Центра, генеральный директор Центра и правление Центра. Высшим органом управления Центра является наблюдательный совет, в состав которого входят: один представитель Президента Российской Федерации; восемь представителей Правительства Российской Федерации; один представитель Российской академии наук; два представителя организаций оборонно-промышленного комплекса; генеральный директор Центра.
Центр с согласия собственника его имущества вправе выступать в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ, функционирующих в сфере деятельности Центра.
Источники финансирования Центра: федеральный бюджет (основная составляющая), доходы от выполнения работ (оказания услуг) на основе договоров на условиях государственно-частного партнерства, доходы от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности).
Бюджетное финансирование Центра и федеральных автономных учреждений в составе Центра будет осуществляться на основе сформированных и утвержденных государственных заданий на выполнение научно-исследовательских работ, развитие экспериментальной и полигонной базы, проведение экспериментальных разработок и других необходимых работ.
По мнению разработчика принятие законопроекта создаст и обеспечит правовые условия эффективного функционирования Центра в качестве ключевого элемента национальной инновационной системы и позволит обеспечить эффективную координацию и управление созданием научно-технического задела в области авиационных технологий для решения общегосударственных задач, переход на новые технологии организации исследовательских и проектных работ в авиастроении, вовлечение результатов исследований и разработок в хозяйственный оборот.
На законопроект поступили положительные отзывы от 48 субъектов Российской Федерации (20 органов законодательной власти и 42 органов исполнительной власти).
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддерживает законопроект.
Счетная Палата Российской Федерации поддерживает законопроект.
Комитет Государственной Думы по промышленности - Комитет соисполнитель поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Комитет Государственной Думы по собственности - Комитет соисполнитель поддерживает концепцию законопроекта и "полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно дополнить его положениями о возможной передаче Центру полномочий Российской Федерации как собственника акций акционерных обществ, в которые планируется преобразовать федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие научно-производственные разработки в сфере авиастроения и подлежащие такому преобразованию. Кроме того, в целях повышения роли Федерального Собрания Российской Федерации в контроле за эффективностью расходов средств федерального бюджета, направляемых на реализацию программ деятельности Центра, представляется возможным дополнить состав наблюдательного совета Центра одним представителем Государственной Думы и одним представителем Совета Федерации.".
Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний концептуального характера по законопроекту. Замечания редакционно-технического характера будут учтены при доработке текста законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.