Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 441319-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 441319-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование общественных отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением договора финансовой аренды (лизинга) государственными и муниципальными учреждениями.
В силу особенностей правового положения государственных и муниципальных учреждений, создаваемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, а также ограничений, установленных для данных учреждений Бюджетным кодексом Российской Федерации, использование механизма лизинга без внесения соответствующих изменений в ряд законодательных актов не представляется возможным. С целью устранения имеющихся противоречий и установления законных оснований для использования договора лизинга, законопроектом вносятся связанные поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 29.10.1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ).
Так, статьей 1 законопроекта прелагается внести изменение в статью 665 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым вводится отсылочная норма к Федеральному закону N 164-ФЗ для закрепления правовых особенностей договора лизинга, заключаемого государственными и муниципальными учреждениями.
Статья 2 законопроекта дополняет Федеральный закон N 164-ФЗ новой статьей 9.1, в рамках которой, собственно, такие особенности договора лизинга, заключаемого государственными, муниципальными учреждениями, устанавливаются. В частности, вводится запрет на осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией в натуральной форме, для казенных и бюджетных учреждений, являющихся лизингополучателями, устанавливается запрет заключать сопутствующие договоры на получение кредитов и займов, в случае просрочки лизинговых платежей обращение взыскания на средства государственного или муниципального учреждения, являющегося лизингополучателем, допускается только на основании исполнительного документа и т.д.
Следует отметить, что в современных условиях мирового экономического развития лизинг является эффективным инвестиционным инструментом. Механизм лизинга, активно используемый коммерческими и некоммерческими организациями, позволяет хозяйствующим субъектам без привлечения значительных финансовых ресурсов модернизировать, обновлять основные фонды, обеспечивать современное развитие производства (сферы услуг) на основе оптимизации расходов и повышения производительности труда. Законопроект снимает излишние правовые ограничения в отношении государственных и муниципальных учреждений, являющихся некоммерческими организациями, чья деятельность осуществляется, в основном, в сферах науки, культуры, образования, здравоохранения и других сферах социальной направленности, для правомерного использования ими лизинговых операций.
Вместе с тем, отмечая актуальность законопроекта, Комитет обращает внимание на следующие замечания.
В частности, ко второму чтению законопроект следует дополнить положениями, касающимися ограничения правомочий государственных и муниципальных учреждений при заключении сопутствующих договоров залога в части объема залогового имущества, установив возможность использования в качестве залога исключительно предмета лизинга.
Кроме этого, обращаем внимание на необходимость дополнения предлагаемой законопроектом статьи 9.1 Федерального закона N 164-ФЗ положениями, устанавливающими основания расторжения договора лизинга, имея в виду бюджетную основу финансирования государственных и муниципальных учреждений, указать критерии и обоснованность приобретения данными учреждениями определенного имущества с использованием договора лизинга, а также правомерность привлечения лизинговых компаний к процедурам закупок.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 441319-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" в первом чтении и предлагает его принять при условии доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.