Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 312518-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в части наделения руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению порядка и сроков проведения медицинских осмотров и диспансеризации)",
внесенному членами Совета Федерации В.А. Озеровым, Н.А. Федоряком, В.Н. Масловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в пределах своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 312518-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в части наделения руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению порядка и сроков проведения медицинских осмотров и диспансеризации)" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положением о том, что в отношении отдельных категорий граждан порядок и сроки проведения медицинских осмотров и диспансеризации, а также перечень включаемых в них исследований определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Помимо этого статья 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" дополняется нормами, предусматривающими, что граждане Российской Федерации, поступающие на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Аналогичные меры предлагается установить также для военнослужащих и гражданского персонала в органах федеральной службы безопасности.
Учитывая, что прохождение военной службы (работы) в органах федеральной службы безопасности имеет свои особенности, связанные с осуществлением таких видов деятельности как борьба с терроризмом, борьба с преступностью, оперативно-розыскная, разведывательная, контрразведывательная, пограничная деятельность, а также принимая во внимание то, что предоставление права устанавливать порядок проведения медицинских осмотров только одному федеральному органу исполнительной власти не в полной мере согласуется с другими законодательными актами Российской Федерации, Комитет концептуально поддерживает данные законодательные предложения.
В то же время, необходимо обратить внимание на то, что порядок поступления и прохождения федеральной государственной гражданской службы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), пунктом 4 части 1 статьи 16 которого установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данные нормы основаны на положениях части 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающих, что порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятие обсуждаемых законодательных изменений потребует внесения изменений, исключающих из указанных положений ТК РФ и Федерального закона N 79-ФЗ норм, регулирующих сроки и порядок проведения медицинских осмотров гражданами, поступающими на федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности, а также проходящими указанную службу или работающими в данных органах.
С учетом вышеизложенного, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию проекта федерального закона N 312518-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" и рекомендует принять законопроект с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.