Заключение Комитета Государственный Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 312518-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности",
внесенному членами Совета Федерации В.А. Озеровым, Н.А. Федоряком, а также В.Н. Масловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 декабря 2013 года Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 312518-6 "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", внесенный членами Совета Федерации В.А. Озеровым, Н.А. Федоряком, а также В.Н. Масловым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
Законопроектом предлагается наделить руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности полномочиями по установлению порядка прохождения гражданами Российской Федерации, поступающими на федеральную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, обязательных предварительных медицинских осмотров, а также порядка и сроков прохождения военнослужащими и гражданским персоналом в органах федеральной службы безопасности периодических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе полномочиями по определению включаемых в них исследований.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что норма, установленная частью седьмой статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Основы), об утверждении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики в сфере здравоохранения, порядка проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечня включаемых в них исследований не в полной мере согласуется с другими законодательными актами Российской Федерации. Так, в статье 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что порядок проведения медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, а статьей 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
К сожалению, авторы законопроекта не обратили внимания на то, что в статье 28 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статье 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" также указано, что порядок проведения медицинских осмотров (в том числе, обязательных предварительных и периодических, предрейсовых или предсменных) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в соответствующей сфере по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Кроме того, тезис авторов о том, что часть седьмая статьи 46 Основ не в полной мере согласуется с другими законодательными актами Российской Федерации, также не выдерживает критики, так как в ней прямо указано, что "порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченных органом исполнительной власти (полномочия федеральных органов исполнительной власти устанавливаются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 19 июня 2012 года N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" наделило Минздрав России полномочиями по принятию правовых актов о порядках прохождения медицинских осмотров и диспансеризации), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации".
Таким образом, внесение изменения в статью 46 Основ, предлагаемое статьей 1 законопроекта - "в случаях, установленных федеральными законами, в отношении отдельных категорий граждан порядок_ проведения медицинских осмотров и диспансеризации_ определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти" - представляется нецелесообразным и излишним.
Что же касается внесения изменений в статью 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", то они не соответствуют тем нормам законодательства, которые авторы законопроекта использовали в качестве примеров "несоответствия" положений Основ действующему законодательству. Комитет считает, что порядки прохождения медицинских осмотров отдельными категориями граждан могут определяться руководителями соответствующих органов исполнительной власти только по согласованию с Минздравом России, являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти именно в сфере здравоохранения, а медицинский осмотр и диспансеризация представляют собой комплекс мероприятий, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, в том числе с применением необходимых методов обследования. Трудно согласиться с тем, что сотрудники других органов исполнительной власти обладают такими же знаниями и опытом по принятию нормативных актов в сфере охраны здоровья. А если обладают, то зачем нужен Минздрав России?
Следует также учесть, что Правительство Российской Федерации в своем заключении на законопроект указало на то, что он не в полной мере учитывает положения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудового законодательства Российской Федерации, - требуется внесение изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что порядок прохождения диспансеризации при поступлении на гражданскую службу или ее прохождении, а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в настоящий момент - Минздравом России.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает доработать его с учетом имеющихся замечаний при подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.