Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 315432-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(по вопросу маркировки пищевой продукции, содержащей глутамат натрия),
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 315432-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (по вопросу маркировки пищевой продукции, содержащей глутамат натрия), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях защиты прав потребителей и доведения до их сведения наглядной информации о наличии в составе находящейся в продаже пищевой продукции глутамата натрия.
Ключевым аспектом законопроекта является предложение по внесению дополнительного пункта в статью 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", устанавливающую обязательные требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении.
В частности, авторами законопроекта предлагается при изготовлении пищевых продуктов с использованием глутамата натрия обязать изготовителя нанести на русском языке следующую информацию для потребителей пищевых продуктов: "Продукт содержит пищевую добавку - усилитель вкуса глутамат натрия (Е 621)". Указанная информация должна быть нанесена на потребительскую тару или, при невозможности нанесения на нее, на лист-вкладыш. Средства и способы нанесения должны обеспечивать сохранность информации при транспортировке, хранении и реализации продукции. Информация должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской тары.
Также авторы предлагают наносить информацию о содержании в продукте глутамата натрия прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера и распределять ее равномерно по всей площади в рамке черного цвета. Законопроектом устанавливаются требования к междустрочному интервалу, который не должен превышать высоту шрифта.
Проектом федерального закона предлагается регламентировать и площадь ограниченной рамкой предупредительной надписи. Она должна занимать не менее 30 процентов площади одной большей стороны единицы потребительской тары.
При использовании для информирования потребителей листа-вкладыша в рамке наносится надпись о содержании в продукте глутамата натрия. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать не менее 30 процентов площади листа-вкладыша. Площадь листа-вкладыша должна быть не меньше площади наибольшей видимой поверхности потребительской тары изделия.
Дополнительно авторами предлагается признать пищевые продукты, изготовленные без нанесения на потребительскую тару или на лист-вкладыш предложенной ими предупредительной информации о содержании в продукте глутамата натрия, некачественными и опасными пищевыми продуктами, подлежащими изъятию из оборота их владельцами самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. При невыполнении мер по изъятию из оборота, такие пищевые продукты конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комитет по охране здоровья обращает внимание, что в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии, подписанным в Москве 18.11.2011, сфера использования пищевых добавок относится к предмету регулирования техническими регламентами Таможенного союза. В соответствии со статьей 3 указанного договора Совет Евразийской экономической комиссии принял 20.07.2012 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", вступивший в силу с 01.07.2013. Пищевая добавка глутамат натрия включена в Приложение N 2 "Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевых продуктов" к этому техническому регламенту.
Также Комитет обращает внимание, что приложением N 16 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 029/2012 установлены гигиенические нормативы применения глутамата натрия, обеспечивающие безопасность продуктов, содержащих данную добавку. Указанные нормативы одобрены ФГБУ "НИИ питания" РАМН.
Также сообщаем, что пунктом 4 статьи 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации установлено, что Стороны Соглашения обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
Таким образом, в настоящий момент требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. В частности, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", вступивший в силу с 01.07.2013. В соответствии с п. 4 части 4.1. статьи 4 указанного технического регламента дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции, не противоречащие его требованиям, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 4 части 4.1. статьи 4" следует читать "абзацем 5 части 4 статьи 1"
Аналогичным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011. N 769 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", а Решением N 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", также вступивший в силу с 01.07.2013. Статьей 4 технического регламента ТР ТС 022/2011 установлены требования к составу пищевой продукции и маркировке пищевой продукции, к способам ее доведения до потребителя. Внесение изменений в указанные наднациональные нормативные правовые акты возможно только Решением Комиссии Таможенного союза.
Однако, несмотря на имеющееся нормативное техническое регулирование использования пищевых добавок и предусмотренные за его несоблюдение меры ответственности, тревогу Комитета вызывает сложившаяся ситуация с неконтролируемым потреблением пищевых продуктов, содержащих глутамат натрия. В частности это связано с тем, что в 1987 году допустимая суточная доза глутамата натрия, ранее установленная в размере 120 мг/кг массы тела человека, была отменена осуществляющим международную оценку безопасности пищевых добавок Объединенным комитетом экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам.
Комитет по охране здоровья обеспокоен тем, что глутамат натрия является натриевой солью нейромедиаторной глутаминовой аминокислоты, имеющей регламентированные режимы дозирования, побочные действия и противопоказания. Так, для взрослых суточная доза составляет 3 г., а для детей 5-6 лет она равна 1,2 г. Побочное действие проявляется целым рядом состояний, таких как рвота, жидкий стул, возбуждение центральной нервной системы, аллергические реакции, абдоминальные боли, тошнота, повышенная возбудимость. При длительном применении наблюдается снижение содержания гемоглобина, лейкопения, раздражение слизистой оболочки полости рта, трещины на губах.
Отдельно обращаем внимание на противопоказания, которыми являются лихорадочные состояния, печеночная и почечная недостаточность, угнетение костномозгового кроветворения, анемия, повышенная возбудимость, бурно протекающие психические реакции, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нефротический синдром, ожирение.
Отмечая актуальность изложенной авторами законопроекта проблемы и поддерживая концепцию проекта федерального закона N 315432-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Комитет Государственной Думы по охране здоровья с учетом указанных юридико-технических обстоятельств, препятствующих реализации законодательной инициативы, рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.