Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 292856-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о повышении размера материнского (семейного) капитала на величину районного коэффициента к заработной плате)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона N 292856-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о повышении размера материнского (семейного) капитала на величину районного коэффициента к заработной плате), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, И.Н. Абрамовым, А.Н. Диденко, Я.Е. Ниловым.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предметом его регулирования является установление районного коэффициента к размеру материнского (семейного) капитала, таким образом, размер материнского (семейного) капитала повышается на величину районного коэффициента к заработной плате, установленного в районе, в котором совершается выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В соответствии с действующим федеральным законодательством на всей территории Российской Федерации устанавливается единый размер материнского (семейного) капитала, который ежегодно индексируется.
Применение районного коэффициента к заработной плате регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Труд работников в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере (ч. 2 ст. 146 ТК РФ). В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Поскольку в настоящее время на федеральном уровне не установлен единый районный коэффициент для работников различных отраслей экономики в соответствующем районе или местности, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, которыми были установлены районные коэффициенты для работников соответствующих отраслей в определенном районе или местности. На основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ указанные коэффициенты будут действовать до принятия Правительством Российской Федерации соответствующего постановления.
Нормативными актами бывшего СССР, которые продолжают действовать, районный коэффициент был установлен также для иных районов Севера, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и для некоторых других районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Соответственно районный коэффициент к заработной плате должен выплачиваться также лицам, работающим и проживающим в регионах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, если на их территории были установлены районные коэффициенты.
В настоящее время районные коэффициенты к заработной плате применяются во многих регионах страны (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Вологодской, Новосибирской областях, Республике Дагестан, Башкирии, Татарстане, Удмуртии и др.). Районные коэффициенты являются основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда населения и применяются к заработной плате примерно 40% работающих в России. Также районные коэффициенты, их размеры, могут быть дифференцированы внутри субъектов Российской Федерации по муниципальным образованиям, предприятиям. Районные коэффициенты были установлены для отдельных отраслей промышленности и предприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Повышенный размер районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором, исходя из финансовых возможностей работодателей.
В соответствии с действующим федеральным законодательством районные коэффициенты применяются и в целях исчисления пенсий, пособий, стипендий и компенсаций. Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 г. N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством районный коэффициент применяется не только к заработной плате, но и к пенсиям, пособиям, стипендиям и компенсациям для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Районные коэффициенты к заработной плате - это государственная гарантия повышения заработной платы, призванная компенсировать работникам различия в стоимости жизни по регионам, обусловленных природно-климатическими условиями.
Необходимо отметить, что материнский (семейный) капитал не является пособием или иным видом социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.п. В связи с этим отсутствует взаимосвязь между районным коэффициентом, устанавливаемым к заработной плате, и материнским (семейным) капиталом, являющимся дополнительной мерой государственной поддержки семей, имеющих детей.
Направления использования материнского (семейного) капитала определены Федеральным законом 29.12.2006 г. N256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", к ним относятся:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Дополнительная государственная поддержка семей, имеющих детей, в части материнского (семейного) капитала не взаимоувязана с наличием в конкретном регионе районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания и в равном объеме предоставляется гражданам, имеющим на нее право, независимо от места проживания. Учитывая иную правовую природу выплат материнского (семейного) капитала по сравнению с оплатой труда, пенсией, стипендией, применение районного коэффициента при исчислении размера материнского (семейного) капитала, не в полной мере является обоснованным. При этом Комитет отмечает, что поддержка населения, проживающего в настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа, а также привлечение молодых и квалифицированных кадров для работы на предприятиях и организациях ДФО - являются основными направлениями государственной политики развития Дальнего Востока. С учетом вышеизложенного, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает концепцию представленного законопроекта.
Заключение на проект федерального закона N 292856-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о повышении размера материнского (семейного) капитала на величину районного коэффициента к заработной плате) утверждено на заседании Комитета (Решение N 49/1 от "20" февраля 2014 года).
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.