Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 385629-6 "О внесении изменения в статью 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об усилении ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым.
Законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность, предусмотренную статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем введения альтернативного наказания в виде конфискации транспортного средства как орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, привлеченному к административной ответственности, либо находящегося в совместной собственности, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, а также за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, а именно за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
Предлагаемый вид административного наказания не согласуется с положениями части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса.
То есть, применение конфискации к лицу или лицам, обладающим совместными с правонарушителем правами на имущество, в данном случае означало бы наказание лица, не совершавшего административного правонарушения, что противоречит части 1 статьи 3.2 Кодекса, в соответствии с которой конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений.
Отчуждение имущества, являющегося собственностью лица, не совершавшего административного правонарушения, означает нарушение основного принципа административной ответственности о применении наказания только к лицу, виновному в совершении административного правонарушения.
Также следует отметить, что ответственность по статье 12.8 Кодекса была усилена Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", вступившим в силу с 1 сентября 2013 года. Представляется, что из-за непродолжительного действия статьи 12.8 в редакции указанного Федерального закона сделать объективный вывод о неэффективности установленных им санкций не представляется возможным.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует указанный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "13" февраля 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.