Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), разработан в целях обеспечение незамедлительного возвращения детей, в нарушение прав опеки перемещенных в любое из государств-участников Конвенции, либо удерживаемых в любом из этих государств, обеспечения того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах, в целях координации деятельности по обеспечению скорейшего возвращения похищенных детей и для достижения других целей Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.
С целью координации деятельности по обеспечению скорейшего возвращения детей и для достижения других целей Конвенции в каждом государстве-участнике Конвенции должен быть создан соответствующий центральный орган (далее - Центральный орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1097 "О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" полномочия Центрального органа возложены на Минобрнауки России.
Законопроектом вносятся изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в частности, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности".
Законопроектом предлагается дополнить подраздел II раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новой главой 22.2, регулирующей производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. Дела по заявлениям о возвращении незаконно перемещенного или удерживаемого ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа, поданным на основании международного договора Российской Федерации (далее соответственно - дело о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа, заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа), рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными международным договором Российской Федерации и новой главой 22.2 ГПК РФ.
Исходя из специфики и сложности указанной категории дел определена их особая родовая подсудность (одному районному суду в федеральном округе, в котором пребывает ребенок). Так, согласно положениям законопроекта заявление о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа подается в Тверской районный суд города Москвы при пребывании ребенка в пределах Центрального федерального округа, в Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга при пребывании ребенка в пределах Северо-Западного федерального округа, в Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону при пребывании ребенка в пределах Южного федерального округа, в Пятигорский городской суд при пребывании ребенка в пределах Северо-Кавказского федерального округа, в Канавинский районный суд города Нижний Новгород при пребывании ребенка в пределах Приволжского федерального округа, в Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга при пребывании ребенка в пределах Уральского федерального округа, в Центральный районный суд города Новосибирска при пребывании ребенка в пределах Сибирского федерального округа, в Центральный районный суд города Хабаровска при пребывании ребенка в пределах Дальневосточного федерального округа.
По делам о возвращении детей на основании международного договора Российской Федерации и об осуществлении на его основании прав доступа законопроектом предусматриваются обязательное участие, наряду с органом опеки и попечительства, прокурора для дачи заключения по делу.
Для надлежащего выполнения Центральным органом его полномочий и обязанностей предлагается по делам, рассматриваемым на основании Конвенции, направлять Центральному органу копии постановлений суда, отражающих ход и результат производства по делу.
Во исполнение Конвенции и для обеспечения быстроты судебной процедуры предлагается установить сокращенные по сравнению с общими процессуальные сроки направления копий определений суда сторонам и Центральному органу, рассмотрения заявления, сроки на подачу апелляционных и частных жалоб и апелляционного производства в целом.
Законопроектом устанавливается сокращенный срок предъявления к исполнению исполнительного листа, содержащего требование о возвращении ребенка на основании международного договора Российской Федерации. Так, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, содержащие требования о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого на территории Российской Федерации ребенка на основании международного договора Российской Федерации, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта, если иное не установлено судебным актом.
В связи с тем, что предусматриваемые законопроектом меры будут способствовать надлежащему исполнению обязательств, вытекающих из Конвенции, качественному и быстрому рассмотрению дел, основанных на Конвенции, предотвращению подачи заявлений в Европейский суд по правам человека, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем у Комитета имеются замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Не совсем ясно о каком именно определении идет речь в части 1 статьи 244.19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта: обо всех определениях, принятых судом первой инстанции, или о каком-то конкретном определении.
Кроме того, вызывает вопрос положение части второй статьи 244.19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта. Согласно части второй указанной статьи частная жалоба, представление прокурора, указанные в части первой статьи 244.19 ГПК РФ, рассматриваются не позднее 10 дней со дня передачи дела в апелляционную инстанцию. Стоит уточнить в каком порядке рассматривается частная жалоба, представление прокурора - с извещением или без извещения лиц, участвующих в деле.
В связи с изложенным с учетом отмеченных в заключении замечаний Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 386280-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей)", внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.